Лиотар опираясь на юридическую лексику, изучает истца, т.е. группу, которая вынуждена на молчание, которую называет жертвой, поскольку спор решается на языке господствующей идеологии. Так он изучает молчание свидетелей войны, интерес к молчанию, которое взывает к вниманию, но не может быть выражено на господствующем языке. И для этой ситуации необходима идиома, отличная от господствующего языка. Это компрометирует традиционную спекулятивную философию, не описывается ее фигурами (как напр., снятием Гегеля).
У К появляется знак истории (Begebenheit, sign of history), который описывается как образ мышления, отклик зрителя исторического события. И этот отклик несет в себе моральный заряд. Моральность несет не вызванный им энтузиазм. Но для Лиотара энтузиазм = возвышенное чувство Ка, аффект. Так же как и возвышенное нельзя изобразить, также и моральность, однако сохраняется напряжение в том, что это свойство присуще именно человеческой природе и оправдывает ее (АР: еще нужно бы в этом покопаться). И К этически порицает энтузиазм, но эстетически оправдывает его, поскольку он связан с имром идей, энергетический знак уЛиотара. В итоге революция соотносится в опыте восприятия с природой, поскольку оба воспринимаются как опыт возвышенного, как нечто бесформенное. И важно то, что это ощущение зрителя, а не участника революции, чувства зрителей не объясняются эмпирически, К его характеризует как чистое республиканское рвение. Это сочувствие не есть соучастие. Но оно важно в силу своей всеобщности, которая подчиняется своей логике, общему чувству (sensus communis) без всякого консенсуса. Это чувство есть способность суждения априори, которая мысленно принимает во внимание возможные чувства другого – это не гарантирует, что наше чувство будет принято, но оно должно быть принято – чисто моральное долженствование. Это предчувствие того правила (консенсуса), которое только еще наступит. Для К это предощущение республики. Т.е. консенсус заявляет себя через чувство, этакая подвешенность. И в нем проявляется сообщество с особым статусом, у которого нет изображения (Нанси). Это публичное и разделенное группой чувство, которое указывает на потусторонний опыт (революция – на моральный прогресс). Чувство становится как бы изображением. Т.е. возвышенноеи есть знак истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий