воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Kant's sign of History (by Petrovskaya)

Лиотар опираясь на юридическую лексику, изучает истца, т.е. группу, которая вынуждена на молчание, которую называет жертвой, поскольку спор решается на языке господствующей идеологии.  Так он изучает молчание свидетелей войны, интерес к молчанию, которое взывает к вниманию, но не может быть выражено на господствующем языке.  И для этой ситуации необходима идиома, отличная от господствующего языка.  Это компрометирует традиционную спекулятивную философию, не описывается ее фигурами (как напр., снятием Гегеля). 
У К появляется знак истории (Begebenheitsign of history), который описывается как образ мышления, отклик зрителя исторического события.  И этот отклик несет в себе моральный заряд.  Моральность несет не вызванный им энтузиазм.  Но для Лиотара энтузиазм = возвышенное чувство Ка, аффект.  Так же как и возвышенное нельзя изобразить, также и моральность, однако сохраняется напряжение в том, что это свойство присуще именно человеческой природе и оправдывает ее (АР: еще нужно бы в этом покопаться). И К этически порицает энтузиазм, но эстетически оправдывает его, поскольку он связан с имром идей, энергетический знак уЛиотара.  В итоге революция соотносится в опыте восприятия с природой, поскольку оба воспринимаются как опыт возвышенного, как нечто бесформенное.  И важно то, что это ощущение зрителя, а не участника революции, чувства зрителей не объясняются эмпирически, К его характеризует как чистое республиканское рвение.  Это сочувствие не есть соучастие.  Но оно важно в силу своей всеобщности, которая подчиняется своей логике, общему чувству (sensus communis) без всякого консенсуса.  Это чувство есть способность суждения априори, которая мысленно принимает во внимание возможные чувства другого – это не гарантирует, что наше чувство будет принято, но оно должно быть принято – чисто моральное долженствование.  Это предчувствие того правила (консенсуса), которое только еще наступит.  Для К это предощущение республики.  Т.е. консенсус заявляет себя через чувство, этакая подвешенность.  И в нем проявляется сообщество с особым статусом, у которого нет изображения (Нанси).  Это публичное и разделенное группой чувство, которое указывает на потусторонний опыт (революция – на моральный прогресс).  Чувство становится как бы изображением.  Т.е. возвышенноеи есть знак истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий