Фрейд З. Недовольство культурой // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992, с. 65 – 134
Недовольство Культурой
- Начинает со ссылкой на друга, который нашел источник религии в «ощущении вечности» - «источник религиозной энергии, питающей различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по определенным каналам, где оно и поглощается» (66).
- Предлагает провести ПАое, т.е. генетическое исследование чувства.
- «Я» выделяется из общего ощущения себя как мира, нерасчлененности, которое есть у ребенка. «Я» как чего-то целостного. У некоторых я сохраняется в форме единства с миром - описывает как какой-то атавизм - оно-то и дает это «ощущение вечности». Но атавизм для него не дает оснований для выводов, требует дискриминации. Впрочем, дискриминации - научной, поскольку диахроническое сосуществование - обычное явление, особенно в жизни душевной (70).
- Для иллюстрации памяти - берет метафору постепенной трансформации города (Рима). Так выстраивается топографическая модель памяти, в которой ничего не исчезает. Его сравнение, впрочем, почти не метафора, потому что его следы памяти физиологичны, остаются на тканях (72). Кажется, это вообще общая модель душевной жизни для него - ранние стадии не исчезают, но становятся материалом для более поздних.
- Дальше бросает все эти спекуляции о сохранении или исчезновении этих более ранних стадий и оставляет вопрос - может ли «детское» ощущение стать основой религиозного чувства у взрослого, «источника религиозных потребностей».
- Также и опыт друга-йога воспринимает с иронией и скепсисом.
- Дальше по-декартовски начинает ограничивать: берем только бытовую религию и начинаем с вопроса о смысле жизни - счастье - уменьшение несчастий и усиление удовольствия. «Как мы видим, цель жизни просто задана принципом удовольствия» (76).
- Описывает разные способы удовлетворения этого принципа - «техника искусства жизни», «достижение независимости от судьбы» (82). В т.ч. через экономику влечений - когда некоторые высшие психические инстанции контролируют чувства при невозможности удовлетворить какое-либо из влечений (побочным является меньшая степень наслаждения). Сублимации - которые основаны на «свойстве перемещаемости либидо» (82). Ну, и дальше одним из способов сублимации называет религию - относя ее к коллективным помешательствам, нездоровье и объясняет непонимание иллюзорной природы религии.
- Эстетическое наслаждение - туда же. При этом «польза прекрасного не слишком ясна, его культурная ценность тоже не очевидна, и все же без нее культуре не обойтись» (83). Ну, кроме физиологии, конечно - потому что сексуальная природа чувства прекрасного постулируется - «заторможенное по цели влечение. «Прекрасное» и «возбуждающее» суть изначальные свойства сексуального объекта» (83).
- Но нет единого рецепта спасения в мире. И в комментарии Бибихин рифмует с Фридрихом II: «В моем государстве всякому дозволено спасаться по-своему». Кроме того, что «всякое крайнее решение ведет к наказанию» - по аналогии с невозможностью инвестирования всех средств в одно дело. Но основным принципом называет - «способность психического аппарата приспосабливать свои функции к окружающему миру и использовать их для получения наслаждения» (84). Без этого - невроз, интоксикация или психоз. Хоть честность сохраняет и в сносках пишет про то, что не учитывает направленность принципа удовольствия на себя - нарциссизма.
- Культура как способ справляться с миром. (в ссылке!!!) Рассказывает о приручении огня как о гомосексуальном мужском акте фаллического противоборства - струя мочи против языков огня. Отказ от этого удовольствия позволил поставить огонь себе на службу, культурное завоевание как награда за отречение от влечения. Это же подтверждает женская роль хранительницы очага - отсутствие у нее мужского противоборства (89).
- Средства, которые предлагает культура, описывает, скользя между двумя пониманиями культуры - не-природный мир у него скукоживается до поведения «культурного» человека - «Красота, чистоплотность и порядок занимают особое место среди требований культуры» (92). Еще и удивляется - зачем это нам прекрасное-то, коли оно никак не связано с достойной жизнью, с приличиями.
- Право - т.е. воли общей против воли индивидуальной - становится решающим шагом в культуре (не началом культуры, но чем-то принципиально важным). Начало ограничения индивидуальных влечений.
- Религиозная любовь - результат защиты от сексуальной любви - превенция потери объекта сексуальной любви. Но и остальные формы симпатии описывает как «заторможенную по цели» любовь. Любовь, с трансформациями - у него становится более сильным агентом социальных связей, чем труд. Но и первичная форма (в семье) становится препятствием для культурных форм.
- Культура как запрет. Оправдывает. Критикует только за добровольную слепоту - претензию на то, что якобы сексуальности (говорит о детской) нет. При этом апологетически долдонит, что генитальная гетеросексуальная связь в форме единобрачия - то, чего хочет культура.
- Дальше разбирается с «возлюби ближнего своего» (105) как абсурдное требование.
- Культура - способ сдерживания агрессии, которая изначально присуща человеку. И она выбивается из сил, устанавливая ограничения. Интересы трудового общества не в состоянии ограничить - разум не достаточен. «на службу призываются методы идентификации и затормаживания по цели любовных отношений, отсюда ограничения сексуальной жизни и идеальная заповедь любви к ближнему своему, как к самому себе…» (107).
- Критикует коммунизм за идею исправления человека устранением собственности. Агрессия существует и помимо собственности - «она заявляет о себе уж е в детском возрасте, едва собственность утрачивает свои первоначальные анальные формы. Собственность - это осадок всех отношений нежности и любви между людьми, быть может, за исключением любви матери к своему ребенку мужского пола» (108).
- Сам проводит аналогию между сосуществованием либидо и воли к смерти с Богом и дьяволом. При этом сам описывает возникновение дьявола как чисто структурный элемент, необходимый для существования Бога. В результате приходит к формуле - «в любом проявлении инстинкта принимает участие либидо, но не все в нем принадлежит либидо» (114).
- В итоге выстраивает космогонию борьбы добра со злом. Что удивляет - так его упорное утверждение того, что он «не понимает», зачем это либидинозное объединение людей в культуру - Эрос объединяет людей через культурные связи (культура «состоит на службе у Эроса») - «почему так должно происходить, мы не знаем; таково дело Эроса. Человеческие массы должны быть либидинозно связаны; одна необходимость, одни выгоды совместного труда их бы не удержали» (115).
- Сверх-Я контролирует Я - внутренний контроль, который устанавливает культура, «в виде совести использует против «Я» ту же готовность к агрессии, которую «Я» охотно удовлетворило бы на других, чуждых ему индивидах» (116). Этот контроль называет виной = «проявляется как потребность в наказании». Наказание, впрочем, может быть в форме утраты любви. И перенос инстанции авторитета извне внутрь привело к «огромному экономическому убытку введения «Сверх-Я» или, так сказать, совести» (119) - воздержание от действия не устраняет наказания, поскольку от Сверх-Я не скрыть постыдного желания. И это инстанция для контроля за агрессией - впрочем и контроль у него превращается в агрессию - «агрессия совести консервирует агрессию авторитета» (120). Чувство вины выводит из Эдипова комплекса - именно сочетание любви и ненависти по отношению к отцу приводит к возникновению вины за его убийство в пра-истории. А поскольку любовь/ненависть сохраняется и впоследствии, то и вина сохраняется - независимо от совершения убийства. Вина становится результатом сосуществования либидо и стремления к смерти - и «этот конфликт разгорается, как только пере человеком ставится задача сосуществования с другими» (123). Совесть как результат интериоризации вины - вина старше хронологически и структурно.
- Вина - разновидность страха (125).
- Первая форма вины - принятие ее на себя Христом - тогда и начинается культура.
- Подчинение Я инстанции Сверх-Я - мазохистское начало, корни которого в деструктивном начале - «употребляет часть имеющегося у него внутреннего деструктивного влечения для установления эротической связи со «Сверх-Я»» (126).
- Сверх-Я в культуре. А потому возможность невротической культуры. И якобы свобода от апологетики культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий