Варден, Бартел Лендерт ван дер, (1903-). Пробуждающаяся наука = Ontwakende wetenschap: математика Древнего Египта, Вавилона и Греции / пер. с голланд., предисл. и заключительная ст. И. Н. Вевеловского. - Изд. 2-е, стер. - Москва: URSS, 2006. - 459 с.
- Рационализм - следствие подъема науки в XVII в. Аналогию находит в древней Греции (9).
- (ф-ла) «Основной целью было сделать книгу научной и вместе с тем понятной. Понятной в том смысле, чтобы каждый учащийся математике в средней школе и интересующийся историей математики мог ее понимать. Научной в том смысле, чтобы она основывалась на самостоятельном изучении источников и для каждого утверждения давала доказательства, так чтобы читатель сам мог судить о значимости аргументации» (12).
Египетская и Вавилонская Математика
- До египтян значение «пи» составляло 3. В т.ч., у Витрувия, у китайцев, у евреев (священное число - Кн. Царей, V, 23)
- Разочарование (несмотря, на Аристотеля и Демокрита). Греки заимствовали только правила исчисления (еще не математика) и правила вычисления площадей и объемов.
- Шестидесятеричная система исчисления в Вавилоне (сумерийскя система исчисления) - случайность (у кельтов следующей ступенью после 10 было - 20, у германцев - 50, у египтян - 100). Возможная связь с денежными единицами. Влияние на сегодняшнее деление окружностей (70).
- «Самая важная цифра есть нуль. Это была гениальная идея - сделать нечто из ничего, дать этому ничто имя и изобрести для него символ. «Это вроде перечеканки Нирваны в динамомашину», говорит Халстед» (77). У индусов, возможно заимствование у греков. Аргумент для введения - позиционная система исчисления - чтобы не сбить разряд, необходимо было место, где все вычтено, как-то обозначить - решили кружком (79).
- Проблемы со свойством этого «ничто» удесерять числа. Nulla figura на латыни до XV в. - не знак. И одновременно цифра par excellence - «цифра» от лат. cifra - нуль, араб. al-isfr - пустота.
- «еще 500 лет тому назад к северу от Альп почти все считали еще на счетной доске и писали числа римскими цифрами» (83).
Греческая Математика
- Путешествия в Египет и Вавилон. Работа на арабских завоевателей. И Фалес не брал свои выводы из эмпирических наблюдений. «Тщательно рассматривая предложения, приписываемый Фалесу, замечаешь, что эти предложения характерны отнюдь не для первых математических открытий, а скорее для систематического логического изложения математики», «характерная и совершенно новая черта греческой математики заключается именно в постепенном переходе при помощи доказательств от одного предложения к другому» (124).
- Пифагор путешествовал и его теории, как и мистика чисел и вообще весь культ, находят корни на востоке. Поэтому Гераклит и говорит о «многознании без разума» (132).
- «Если уменьшить длину струны или флейты вдвое, тон повышается на одну октаву. Совершенно так же, если уменьшать в отношении 3 : 2 и 4 : 3, то этому будут соответствовать интервалы квинта и кварта», важнейшие гармонические интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел 1, 2, 3 и 4 - они составляли «тетраду» (ссылка на древнее изречение «Что есть оракул дельфийский? Тетрада! Ибо она есть музыкальная гамма сирен» + клятва пифагорейцев «тем, кто вложил в нашу душу тетраду, - источник и корень вечной природы», 132).
- Завет Пифагора «изучать монохорды» - инструмент, который построен на укорачивании длины струна на соотношении соседних чисел в ряду 1, 2, 3, 4 - что производило тоны, которые были выше соответственно на октаву, квинту и кварту.
- Традиция приписывает Пифагору также вычисление интервалов диатонической гаммы (133).
- Разделение между учениками в том, чем считать его учение - мистической философией (религией) или теорией. В итоге - деление на акузматиков и математиков (Гиппас). От «mathemata» - отрасль науки, которых было 4 - о числах (арифметика), о музыке (гармония), о фигурах и измерениях (геометрия) и астрономия (астрология).
- В отношении теории чисел ставит вопрос о том, что заставило отказаться от вавилонской алгебры (которая была главным заимствованием) и облечь ее в геометрическую форму, откуда приверженность всему зримому, осязаемому, отказ от чисел в пользу фигур. При том, что весь Пифагор строится на числах. Причина в выявлении иррациональности. В частности, невозможности выразить длину диагонали через длину стороны квадрата. Сейчас мы говорим о иррациональном числе «квадрата из 2», но у пифагорейцев число, arithmos означало количество, а следовательно, целое число. Они знали о иррациональности, но не могли называть его числом в силу терминологической строгости. Уравнение x в квадрате=2 не может быть разрешено ни в области целых чисел, ни даже в области отношений чисел. Но оно вполне разрешимо в области прямолинейных отрезков.
- Многочисленность ученых, занимавшихся стереометрией. При этом Платона Государстве жалуется на недостаток исследований по стереометрии - вероятно, речь идет о состоянии дел в Академии, а не вообще.
- Комментирует математические задачки из диалогов Платона, в т.ч. из Теэтета (199), который был самым великим математиком (227).
- В результате называет 6 проблем, вокруг которых крутилась вся математика древней Греции во время золотого века (V в до н.э.).
- Платон настаивал на математике как поле идеальных сущностей, где мыслит душа, поле идей (206). + идея о том, что доказательство ad absurdum, на котором построена энтелехия (основной метод Платона, не диалектика), заимствован из математики. Платон не раз приводит доказательство несоразмеримости сторон и диагонали квадрата как типичный пример математического доказательства, который при этом показывает, что это сведение к абсурду дает доступ к «вещам самим по себе», математика учит рассуждать именно о них (207). И математика приходит в поздних диалогах (без доказательства и без ссылок).
- Дает комментарий к Послесловию к Законам Платона, курсе математики для будущих руководителей идеального государства (215). Это математика Архита Таренского, который был важной фигурой.
- Евдокс - второй главнейший математик.
- В отношении Автолика дает характеристику идеальной астрономии Платона - «чистая кинематика точек и кругов на равномерно вращающейся сфере» (267).
- Начала Евклида (268).
Александрийская Эпоха
- Астрономия Аристарха Самосского - о вращении Земли вокруг солнца и связанные с этим противоречия.
- Архимед (287). Изобретения были побочным эффектом его занятий чистой математикой - в противоположность образу изобретателя.
- Упадок
- Причины не могут быть только во внешних факторах, поскольку астрономия, которая испытывала их же, не приходила в упадок.
- Причина в том, что алгебра строилась на основании геометрии - следовательно исключала иррациональные числа, т.е. часть явлений просто выпадала из исследования, поскольку не могла быть «представлена» числом (359). А кроме того письменное изложение (вместо алгебраической формулы) препятствует экономике знания (360).
- Папп Алексадринский - главный комментатор греческих математических текстов (385).
Учение о Гармонии
- Позволяет исследовать соотношение опыта, рассуждения и эксперимента.
- Отличие «созвучного интервала» пифагорейцев от нашего консонанса. Первое обозначает два звука, которые при одновременном возникновении сливаются «в единое впечатление» (398), октава, квинта, кварта и их производные. Теория о созвучиях доказывается через соотношение чисел, представление тонов числами и музыкальными интервалами - у Евклида и Птолемея.
- Отвергает опытный путь установления - анекдот про звучание молотов разной тяжести и струн разного натяжения (402).
- Гипотеза в Музыкальных проблемах псевдо-Аристотеля более достоверная. Делает попытку локализовать этот текст (404). В тексте есть опытные основания - напр., если ущипнуть половину струны, то она будет звучать в октаву со всей струной. Эти опыты достоверны, что подтверждает эмпирическую природу числовых законов пифагорейцев. Но опыт давал ненадежные результаты, что спровоцировало акцент на более абстрактных основаниях. И эти основания заимствуют из опыта только то обстоятельство, что музыкальные тона вообще можно измерять числами. Остальное - спекуляция - что консонантные интервалы могут соответствовать только эпиморным или кратным отношениям или что октава - самый прекрасный интервал - должна соответствовать простейшему после равенства числовому соотношению 2 : 1. Остальное выведено из этих постулатов. Соответствие тонов числам - произвольно (не является вопросом пифагорейцев, скорее интересовались соотношением звука и силы, воздействия, но и со скоростью распространения - более сильное дает более высокий звук) - у некоторых более высоким соответствуют большие, у некоторых - меньшие числа, «для теоретического вывода числовых отношений консонансов безразлично, какую из двух систем соответствия выбирать» (407).
- Число важнее опыта, 2 : 1 - не только результат измерения длины струн, но и «выражение внутренней сущности интервала в октаву… эта внутренняя сущность будет всегда обнаруживаться, когда мы каким-нибудь образом будем выражать тона при помощи сравнимых чисел, причем совершенно безразлично, будут ли эти числа выражать длины, веса или скорости» (408).
- Только в Государстве Платон говорит о действительно слышимых консонансах. Этот же кусок дает пояснение к понятию «измерение интервалов» у Платона, т.е. просто их представление через числа.
- Рожденная из эксперимента числовая теория музыки не учитывала несовершенство эксперимента - точность пришла позднее (410).
- Идея средних (арифметическая и гармоническая) - у Архита. Дает деление октавы на кварту и квинту. Если среднее, которое дало квинту и кварту (3 : 2 и 4 : 3) еще раз прилагается к этим отношениям (т.е. делим их еще раз гармонически), «получается вся благозвучная связь музыки, именно все основные интервалы трех тональностей» (421).
- Тон - разница между квинтой и квартой.
- Завершением этой теории стала теория гармонии Птолемея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий