пятница, 4 сентября 2015 г.

...Гране о Китайской Цивилизации...

Гране, Марсель, (1884-1940.).  Китайская цивилизация / Марсель Гране; [пер. с фр. В. Б. Иорданского]. - Москва: Алгоритм, 2008. - 413 с. 
Политическая История
  • Начинает с космогонии Пяти государей и Трех властелинов.  Отмечает, что в некоторых случаях, не сами государи и властелины были изобретателями, в т.ч., социальных норм и порядка, а «будучи наделены более полной и временами выглядевшей более отвлеченной добродетелью, они ограничиваются тем, что, рассеивая свое упорядочивающее влияние, привносят в мир цивилизацию» (14), вносили порядок.  Изобретали же помощники.  Служение народу - их первая задача.  Именно поэтому они не устанавливали династии - между собой не связаны родством.  «Государь - это мудрец, который обладал более человечной и одновременно более отвлеченной добродетелью, чем герои» (15).  Его основное творение - календарь - начинается с началом царствования (21).  «Он царствует, не задумываясь над управлением».  
  • Царствование без событий.  С установлением наследования (после эпохи Пяти государей и Трех властелинов) летописи ограничиваются называнием приемников.  И важнейшими событиями - появление двух чудесных тутовников или фазана.  Важность - потому что стали поводом пересмотра поведения в присутствии царя и «для обновления Добродетели правящего дома» (19). 
  • Введение уголовного кодекса - во времена династии Чжоу - и основанием стало то, что «среди знатных лиц имелись и такие, кто не поддерживал согласия» (21).  
  • Запрет на перепись населения (22).  
  • Наделение статусом гегемона (правителя) - через наделение правом наказывать (24).  
  • В отношении Конфуция традиция описывает идеал как «истинный мир, достигнутый мудрым князем, бескорыстным опекуном царской семьи».  «Конфуций ощущал себя наделенным высшей задачей» (27).  
  • IV в. до н.э. изменяет идеал на привычных «великолепных» царей (28).  
  • Первый тиран Чжэн - 247 г. до н.э.  Положил мир, приказал переплавить оружие.  Но все равно подвергся критике, поскольку не раздал завоеванное - «как поддерживать порядок без дарованных земель?» (33).  Идея порядка противоречила централизации и иерархии, которую установил Чжэн, в т.ч. через упорядочение мер весов и законов, письменности.  При этом принцип управления он определил на основании символики - сначала установил эмблемы и числа династии, а на основании их - модель управления.  Но и опровержение тоже строилось на отсылке к традиции - ни великие государи и династии ни в чем не повторяли друг друга - это легитимировало и новизну этого правления.  
  • Особенностью китайского способа работы с находками называет разрыв между находкой (которая мало где вызывает такой большой интерес) и ее опубликованием - все это время ее комментируют с тем, чтобы максимально сократить степень несоответствия от традиции - сравнивает труд комментаторов с трудом ретушеров (в отличие от «нас», историков, которые ищут «правду»… ха-ха).  
  • После княжеской раздробленности - возникает объединение, основанное на принципе кооперации.  И описывает через сотрудничество - а не на основе геройских действий по собиранию земель (как это обычно) (77).  
  • С другой стороны, формирование народа - как осознанная деятельность (84) - переселения, смешение, введение новых иерархий (административных взамен сословных).  + формирование границ, которая позволяет иметь внешнюю политику.  

Китайское Общество 
  • Не делали запасов, не было амбаров (125).  Постоянная борьба с голодом.  Могли уберечься только трудом.  Пишет - еще и знанием.  Сложное регулирование с/х сезона (в пословицах).  Разнообразие посадок. 
  • Крестьяне были держателями княжеских земель.  Традиция деления на единообразные наделы в форме «цзин» (квадрат, разделенный еще на 9) - с большой вероятностью утопия, желание равноправия при распределении земель, которая осуществлялась административно.  
  • Связь с землей сильная - обусловила важность территориального происхождения (127).  Влияние религии на этот фактор, в которой преобладали представления о глобальной уравновешенности и мире.  
  • Очень жесткое разделение полов.  Не только в быту, но и в труде.  Миф о Ткачихе и Волопасе, которые разделены непреодолимым Млечным путем, Небесной рекой и соединяются только раз в году (128).  
  • Молодые могли встречаться только, если принадлежали к разным семействам.  И брак служил больше сближению семей, чем образованию новой семьи (129).  Запрет на браки родившимся в одной деревне (129) - те, в итоге, уходят из дома по достижении брачного возраста.  
  • Жилище было женской вотчиной, мужчины почти не заходили. 
  • Брак соединяет не совсем родственников, но и не чужих - двоюродных братьев и сестер.  И принцип был взаимного дополнения, а не совпадения качеств.  Т.е. сочетание духа дружбы и духа соперничества.  Слово для супруга могло также обозначать и соперника.  Супруг часто выполнял представителя соперничающей семьи (133). 
  • Пол - похоже, главный фактор структурирования общества, поселения.  Соперничество, но и необходимость сотрудничества (153).  Семья всегда намного важнее, чем отдельно мужчина - в т.ч. и в отношении правителей (153). 
  • Только праздники смешивали. 
  • Сезонные смены - не умирание, а уход (140).  Земля зимой становится сакральной, ее нельзя беспокоить.  Зима - время разобщения и уединения.  И нельзя оставлять открытые каналы - даже не убранный скот зимой можно было похищать, поскольку связь с хозяином прервана.  А между существами одного вида, могущими оставаться вместе, связь даже усиливается. 
  • Праздники земли проходили в экзотическом состоянии.  Состязания в расточительстве и в краснобайстве.  И это мужское начало, которое должно было противостоять женским силам рассеяния инь.  Это труд над восстановлением чередования состояний природы и времен года.  «Может быть, они и заслуживали бы строгого осуждения, если бы существовало умение предвидеть год за годом и если бы имелись амбары, склады, здравомыслящая экономика» (141).  Состязание в расходах устанавливала мужскую иерархию.  
  • Ранее возникновение городов - места знати, двора князей.  Княжеская власть одномерна Святому месту.  Любой княжеский род восходит к Прародителю, а рождение связывают с чудом. 
  • Первая общественная организация возникает в форме братств (тоже результат зимнего противоборства).  Выразилось во взгляде на вселенную - образована секторами, чьи добродетели противоборствуют и сменяют друг друга.  Добродетели проявляются в форме ветров.  8 ветров = части тела = участки природы = магические силы.  Упорядочены в музыке и танце.  Эта организация пришла на смену двухчастной.  Это сформировало иерархический порядок, основанный на престиже. Эти соревнования между братствами сменили внутри-деревенские соревнования и праздненства. 

Заключение 
  • Господствующей чертой семейной организации является отсутствие близости - «подчиненная представлению об уважении домашняя нравственность вроде бы смешивается с церемониалом семейной жизни» (342).  Но социальная жизнь, проникнутая соображениями престижа, становится декоративной - «нацеленная на идеал изысканной вежливости».  И в политической жизни - «принцип управления посредством истории».  Все это означает главенство формализма, «система архаизирующих условностей».  
  • Но у формализма были пределы.  Напр., мистицизм. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий