среда, 2 сентября 2015 г.

...Вавилов о жизни Ньютона...

Вавилов, Сергей Иванович (1891-1951).  Исаак Ньютон, 1643-1727 / Отв. ред. В. С. Вавилов; [АН СССР]. - 4-е изд., доп. - М.: Наука, 1989. - 271 с.


Тема
  • Принцип hypotheses non fingo - гипотезы не придумываю - заменить на «экспериментальные аксиомы или принципы» (23).  
  • Интенсивный (самый) период - чума в Англии 1765-67 годов.  НО вернувшись из деревни он не опубликовал свои результаты - анализ бесконечно малых опубликовал лишь спустя 30 лет, а теорию тяготения - через 20.  Объясняет это высокой требовательностью к себе, которую даже называет «основной психологической чертой» (27).  Но вероятнее звучит то самое презрение к гипотезам.  Но + принцип (цитата из письма Ньютона): «Вы мало или ничего не выиграете, если будете казаться умнее или менее невежественным, чем общество, в котором вы находитесь» (31). 
  • Развитие оптической теории как следствие шока от открытий Галилея и важности для них телескопа (1607-1609 гг.) — развитие практики производства телескопов подтянуло и оптику (37).  «Как в увертюре, предшествующей большой музыкальной пьесе, переплетаются основные мотивы этой пьесы, так в телескопе Ньютона можно проследить истоки почти всех главных направлений его дальнейшей научной мысли и работы» (44).  
  • Лекции по оптике 1669-1671 гг. не были популярны (просто технические и потому скучные), были опубликованы только после смерти с 1728 г.  Но полного перевода на современные языки до сих пор нет - поэтому опирается на более позднюю «Оптику», но эти тексты не полностью пересекаются. 
  • Начинает с требования применять математику и аргумент - «так же, как астрономия, география, мореплавание, оптика и механика почитаются науками математическими, ибо в них дело идет о вещах физических, небе, земле, корабле, свете и местном движении, также точно и цвета относятся к физике, и науку о них следует считать математической» (48).  Математический характер теории очевиден по описанию опытов, которые во многом строятся на геометрии прозрачных и отражающих поверхностей (54).  
  • Разложение солнечного света выявило «темные линии» солнечного спектра.  Но они были открыты только в XIX в.  Однако даже одобряет это, поскольку их видимое противоречие теории Ньютона осложнило бы ее рецепцию - «Многие этапы истории науки сопровождались сознательным закрывание глаз до поры до времени на группы факторов и целые области исследований, усложняющих задачу» (58).  
  • Но уже сам связал цветность с преломляемостью - и потому с физиологией восприятия.  Уже говорил не о цвете луча, а о лучах, «создающих красный или синий цвет», точнее - о лучах более или менее преломляемых. В отношении составных цветов (которые могут и совпадать с чистыми - напр., зеленый может быть чистым и составным) нарушена аналогия между звуком и светом - в звуке физическое состояние не меняется, а вот к цвету может относится бесконечное многообразие физический состояний» (59).  При этом в отношении чистых спектральных цветов аналогия действует - Ньютон часто использовал оптико-музыкальную метафору (подобие концов спектра - красный и пурпур - и концами октавы, которые создают унисон).  И на самом деле видимый спектр занимает приблизительно одну октаву световых колебаний (частота крайнего красного цвета в спектре приблизительно вдвое меньше частоты колебаний крайних фиолетовых видимых лучей) - «перед нами один из нередких в истории науки фактов, когда из явно ложных предпосылок получаются следствия, количественно подтверждаемые фактами» (59).  
  • Возражения Роберта Гука - основной вопрос: есть ли белый свет смешением простых цветов или наоборот простые цвета есть результат разложения - белого.  Ответ зависит от природы света - частицы или волны.  Теорию Ньютона усилила квантовая теория (67).  Но он вообще не настаивал на природе света - его интересовала «возможность зрения» (71).  
  • Из оптических исследований растет интерес к гравитации - было общим местом для науки, в т.ч., и у Декарта (104), вообще это был общий вопрос науки того времени (у Ньютона ссылка на Кеплера).  В Мемуаре 1675 г. он пишет про эфир (световые частицы вызывают колебания в эфире), утверждая его неоднородный характер - состоит из «некоторой грубой материи и различных эфирных жидкостей» (74).  И притяжение объясняется конденсацией эфира у поверхности Земли, что создает потоки, которые направляют - «прижимают» - тела в сторону Земли с силой, пропорциональной поверхности этих тел.  Развил эту теорию - включив соотношение грубой и тонкой материй в теле и в воздухе и их циркуляцию - в письме к Бойлю (100) - проводит аналогию с заполненным пространством Декарта и его иерархией частиц.  
  • Опыты показали также, что лучи света с определенной периодичностью то отражаются, то проходят без отражения.  Это подтверждало периодичность светового потока.  Но Ньютон не строит гипотез относительно этого явления.  Но вводит «интервал припадков (fits)» - пространство между возвращениями, возвращениями предрасположения к отражению в луче, которое называет «припадком легчайшего отражения», и предрасположения к прохождению, «припадком легчайшего прохождения» (83).  
  • «Оптика» издана в 1704 г.  Заканчивается разделом «Вопросы», в котором «сырые» мысли и предположения. Которые все равно заканчиваются отказом от гипотез - «Гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии, и хотя аргументация на основании опытов и наблюдений посредством индукции не есть доказательство общих заключений, однако это - лучший путь аргументации, допустимый природой вещей, и она может считаться тем более сильной, чем более обща индукция» (91).  
  • Описан эксперимент с возвращением восприятия солнца после того, как отвел глаза - силой воображения.  И воображение настолько сильное, что призрак солнца преследовал все время так, что пришлось восстанавливать зрение - отвлечением от воображения (94). 
  • Переход к механике - резкий.  Изменился и метод - математической спекуляции (105).  
  • Встраивает механику Ньютона в историю.  По крайней мере, устанавливает контекст связи силы тяжести и планетарных движений (109).  Рукопись Начал передана в Королевской общество в 1686 г., издана в 1687 г. 
  • Математические начала натуральной философии - полемика с Декартом и его Началами философии (сужает предмет), а также по сути - с его вихревой теории.  
  • Завершает вместо выводов Правилами философских умозаключений: принцип достаточности доказательства (Оккама), одни причины порождают одни явления, и т.д. + отказ от гипотез в пользу индуктивного выведения общих закономерностей из явлений и опровержение на основе явлений же.  «Программа физики принципов и отказ от гипотез» (123). 
  • Избегает вопроса о природе тяготения, останавливается на констатации явления тяготения, сохраняет математический, формальный язык. Теория эфира также сохраняется в качестве возможной (138) - для механики идея врожденности тяготения и действия на расстоянии без всякого агента была проблемной, «бессмысленной», «тяготения должно вызываться агентом, постоянно действующим по определенным законам» (139).  Допуская при этом нематериальную природу этого агента.
  • Завершаются Начала, также как и Оптика, утверждением вездесущности Бога.  В т.ч., заполняющим пространство между телами и регулирующего всемирного тяготение.  
  • Вопрос о природе тяготения оставался без решения вплоть до теории относительности.  У Эйнштейна тяготение не отличается от центробежной силы и других инерционных эффектов, связанных с ускоренным движением масс, которые полагаются органическим свойством масс и необходимо вытекают из закона действия и противодействия.  Объяснение тяготения строится на том, что «пустое пространство Ньютона заменяется физическим пространством, не менее реальным и материальным, чем вещество, определяющее свойства этого пространства» (142).  
  • Химия и алхимия.  Огромный архив, плохо изученный.  Упоминает о том, что в его тетради запись о том, что он «понял некоторые алхимические символы» выскоблена (146) - без идей, почему бы это.  Занимался опытами по крайней мере с 1666 по 1696 гг.  Но «диспозитив» воспроизводил - в т.ч., принятую среди алхимиков систему взаимных рассказов/утаивания (напр., в письмах Локку относительно алхимического наследия Бойля).  Пишет о настойчивости в этой работе.  Удивление - при том, что основная цель не была достигнута - отсутствию иных, специальных и частных результатов.  И ничего в печатных текстах.  
  • В отношении теоретической химии писал - на основе его идеи притяжения (150).  
  • 1690-1693 гг. - помешательство Ньютона.  Связывают с пожаром в его кабинете (да еще с обязательной в таких случаях собакой, которая опрокинула свечу) - но тут же свидетельство студента, который отмечает, что «пожар на этом и закончится», на кабинете (157).  + вполне разумный Ньютона отказ от встречи на основании его якобы возбудимости и помешательства (158).  Но автор диагностирует манию преследования.  Там еще про смерть матери рассказывает с предположением (без точных сведений) о из близких отношениях.  Но еще рассказывает о его интересе к тому, чтобы вернуться в Лондон, где он жил в период своего депутатства в Парламенте (версия - большая оплата, сомневается, что это было так уж нужно, вероятнее просто большая стабильность).  
  • И получает пост хранителя Монетного двора - при этом канцлер казначейства при назначении интересовался его химическими знаниями (160).  
  • Математика.  Врожденный талант к математике.  Служебное значение - для физики.  Но публикует их отдельно и позже. И во многом - в ходе спора с Лейбницем.  Суть разногласий - первенство в разработке дифференциального исчисления (флюксусного в терминологии Ньютона).  
  • Последний период - Лондон и Монетный двор.  И прямо описывает как административную карьеру - ничего научного там не видно - только президентство в Королевском обществе.  + снова депутатство от Кембриджа.  
  • Ссылка на общение и разногласия с Флемстедом - удивительно, насколько свободно делились в переписки результатами своих опытов и наблюдений (184).  
  • Экскурс по богословской литературе - чистая библиография без анализа.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий