пятница, 11 сентября 2015 г.

...Матье о Древнеегипетских Мифах...

Матье, Милица Эдвиновна.  Древнеегипетские мифы / Акад. наук СССР. Музей истории религии и атеизма. - Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. - 173 с.
Сказания о Сотворении Мифов
  • Космогонии трактует через освоение мира и необходимость его завоевания - через Маркса и общественные отношения. 
  • В определенный момент происходи сдвиг к культам человеческих божеств - вместо животных и явлений природы.  Связывает с изменением общественных отношений.  При этом эти «общественные отношения» сводятся к гончарному производству.  Формирование человека-творца позволяет поместит его в миф. 
  • Общественные отношения также отразились через родовую структуру мифа.  Но почему-то выделяет две группы мифов - с женским и мужским родящим началом - и в обоих случаях родитель обходится без второго пола.  Тут же зачатие (в лоне женщины зачатие солнца, которое всходит) в результате проглатывания солнца вечером.  Якобы древние не знали природу зачатия.  
  • Но это не так круто.  А вот взаимозаменяемость «проглатывания» и «зачатия» в параллельных текстах, описывающих одно и то же явление (рождение фараона от божества).  
  • Мужская часть мифов - все равно говорит об осеменении - собственным семенем, которое сам проглотил (гелипольский миф).  Отличие от зевсовых мифов, где он рождает или из бедра (Диониса) или из головы (Афину).  Но возникает и различие в мифологии.  В мемфисском мифе Птах рождает «сердцем и языком» - «таким образом, бог-творец создает богов и всю вселенную путем изречения своей мысли» (26).  Но в цитате нет мысли, нет рефлексивного начала - есть чистый приказ - «и была дана жизнь… согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей…» (26).  
  • И старые мифы трансформируются.  Новое творящее начало - по образу фараона (26).  В т.ч., изображения Амона используют символику фараона (27).  

Сказания о Солнце 
  • Самую большую группу составляют мифы о борьбе солнца - со змеем, с крокодилом.  Странно, что победа происходит в результате того, что бог «отрезает» змею голову «ножом» (34).  
  • Силы зла - из воды - образ хаоса.  Змея еще интерпретируется как похититель влаги (42), ливень - результат победы над змеей, позже в мифе змеи - хранительнице колодцев.  Связанные мифы о жертвоприношениях Нилу.  Форма - девушка, невеста Нила.  
  • Мифа о дочери солнца, его оке.  В т.ч. о ее уходе в Нубию и возврате в Египет (48).  В основе представлений о чередованиях сезонов (уход женского духа растительности на время зноя и засухи).  Не было представлений о смерти и ничто - представляли в форме временного ухода в другое место.  

Осирис 
  • Описывает ритуалы.  В связи со связью умершего фараона со смертью Осириса в мифе (59). 
  • В начале говорит о том, что самый сложный культ - противоречивый даже для египтян.  Но так ничего и не объясняет.  
  • В основе мифа об Осирисе - отношения отца и сына (59).  Всемогущество мертвых и взаимные обязанности отца и сына.  Автор интерпретирует через переход от матриархата к патриархату (спор сына с брата погибшего Осириса).   + воскрешение Осириса - как универсальная вера в воздаяние за земную жизнь и равенство перед судьей мертвых (принципиально пролетарский культ).  
  • Важность культа для христианства (63).  

Египетская Религиозная Драма
  • Говорит, что мистерии были развиты очень и имели в т.ч. политическое значение.  Абидосские мистерии Осириса - по Геродоту, «мимические представления страстей божества» (66).  + Плутарх. 
  • Тоже описывает утилитарный характер театрального действия.  Миф об Осирисе становится идеологемой, которая легитимирует воцарение фараона.  
  • И мистерии базируются на жреческой идеологии.  
  • Были, вроде, и для народа и с участием народа.  Были даже бродячие артисты.  Но ничего об этом толком не пишет (80).  

Комментариев нет:

Отправить комментарий