четверг, 24 сентября 2015 г.

...Кендалл о Занятном...

Алан Кендалл.  Хроника классической музыки // Переводчик: Левон Акопян. Классика-XXI, 2007 г. 288 с.
Расцвет Музыки барокко
  • Иллюстрация - Церемония у главного алтаря Св Марка (27) - расположение группы инструменталистов в правом верхнем углу с пояснением о том, что была симметричная - картинка очень похожа на первую часть Die Materie Андриссена/Геббельса.  Такие галереи в Св. Марке повлияли на музыку - стимулировали использование отдельных групп исполнителей, расположенных по окружности.  Эти группы исполняли попеременно (антифонно), а в кульминациях - вместе, создавая резонанс пространства собора.
  • Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме - важное место для музыкантов и карьерная вершина. 
  • Мариенкирхе в Любеке. 
  • В отношении сосуществования вило и скрипок (хотя считается, что вторые быстро вытеснили первые) - «представление о том, что композитор, сочиняя музыку, может иметь в виду конкретный тембр и характер звучания, постепенно утверждалось лишь с конца эпохи Возрождения» (39).  
  • Клавикорды - ударяет по струнам металлическими штифтами (тангентами), инструмент тихий с ограниченными выразительными возможностями.  Клавесин - струны защипываются с помощью специального приспособления, плектра.  До XVII в. все клавишные со щипковым механизмом назывались верджинелами. Спинет - форма неправильного шестиугольника.  Щипковый механизм не дает плавно увеличивать или уменьшать громкость - поэтому важность туше и артикуляции.  С середины XVII в. - клавесины с двумя клавиатурами (мануалами) с разными тембрами.  
  • Люлли умер, забив себя жезлом при дирижировали. 

От Барокко к Классицизму 
  • Воспитание девочек-сирот в Венеции в приютах с очень серьезным образованием (Вивальди учил скрипке в Пьета).  Начало будущих консерваторий.  Также и покладистость при исполнении, что создавало Вивальди условия для экспериментов.  Девочки выступали за решетками (сохранились од сих пор в часовнях Пьета и Оспидальетто), поскольку приюты были под покровительством монашеских орденов.  Девочки соперничали по популярности с оперными примадоннами. 
  • Единственная аналогичная система в Неаполе, но там обучали мальчиков-подкидышей. 
  • Оперное производство - на прим. либретто Метастазио (подтверждение его значения): Александр в Индии - 68 опер в 1729-1824 гг., Артаксеркс - 80 опер в 1730-1795 гг., Милосердие Тита - 41 опера в 1734-1839 гг. 
  • Цитата бургомистра Лейпцига после беседы с Бахом в августе 1730 г.: «Он не обнаруживает желания работать». 
  • Кастраты - любимцы женщин. 
  • Невысокая популярность Чарьза Дженненса - автора либретто к Саулу и Мессии Генделя.  Но очень подошел Генделю своим ярким стилем.  Гендель написал текст в течение 25 дней.  Мессия - первый хит, который описан подробно (до этого еще отдельно описывал только Ринальдо Генделя). 
  • Хороший оркестр в Мангейме, рук. Стамиц.  «Именно здесь Стамиц впервые преодолел ограничения обычной оперной увертюры, которая до него в театре служила своего рода глашатаем, громко призывающим к вниманию и соблюдению тишины перед выходом певцов…  [развитие оркестровой техники] именно здесь родились crescendo и diminuendoPiano же, использовавшееся прежде главным образом как эхо (с которым оно обычно отождествлялось), равно как и forte, стали восприниматься как музыкальные цвета, имеющие те или иные оттенки - наподобие красного или синего в искусстве живописи» (93).  
  • Бах ослеп (неудачная операция на слабеющие глаза), Гендель слеп на один глаз (тоже неудачная операция, чуть ли ни тот же окулист, что и у Баха, 96). 
  • Битва памфлетов в Париже - относительно возможности оперы-буфф - участие Руссо (автор Деревенского колдуна - идея возврата к природе и простых чувств), в Письме о французской музыке, Рамо, в Наблюдениях над нашим музыкальным инстинктом, и многих энциклопедистов.  Главный оппонент - барон Гримм - консервировал Люлли и речитатив - цит. аргументации с позиции «мы бы умерли от скуки» (96). 
  • Гайдн и его работа в Эстергазе - очень редкое исключение в свободном образе жизни композиторов (вообще, всегда - всегда немного предприниматели). 
  • Первый подробно описанный театр - Ла Скала (109). 
  • Дружба Гайдна и Моцарта - благодаря жанру струнного квартета (114).  
  • Следующее произведение со специальным описанием - Ричард Львиное Сердце Гретри (115).  Начало оперы-спасения (Фиделио Бетховена).  И начало лейтмотива в песне менестреля Блонделя.  И яркая зрелищная сцена осады - обязательно для французской оперы в последствии. 
  • В воспоминаниях о последнем дне Моцарта - его инструкции Зюсмайру об окончании Реквиема (125). 
  • Соната - от «то, что играется» (в отличие от канаты).  Во время Возрождения - любая инструментальная музыка.  Сонатная форма - уже конструкция, используется в разных типах музыкального произведения - обычно, в первых быстрых частях инструментальных циклов, и состоит из трех разделов: экспозиции (основные темы - обычно, две, главная и побочная), разработки (различные сочетания тем) и репризы (темы вновь проводятся в основной тональности).  Также часто содержит вступление (обычно медленнее) и концовку (коду).  Сформировалась в конце XVIII в. 
  • На открытие театра в Байройте с Кольцом в 1876 г. отправили «официального» представителя от русской музыки - Чайковского (179). 
  • В отношении увлечения размерами оркестра, часто просто для наращивания громкости - прим. Россини - но говорит и о мастерстве - прим. начал Вильгельма Телля для 5 виолончелей, Берлиоз сравнивал с «безмолвием природы, когда стихии и человечески страсти отдыхают» (185).  
  • Гимнопедии - танец нагих юношей.  Дебюсси оркестровал. 
  • В Тоске Пуччини впервые экспериментирует с целотоновым звукорядом (200). 
  • Балканское фольклорное наследие сохранилось благодаря Бартоку, который ездил и записывал на какой-то двусторонний восковой цилиндрический аппарат (Эдисона) - тысячи песен.  В Англии - Холст.  Во Франции - д’Энди (207).  
  • Серийный период - в старости Стравинского.  Не просто оммаж и эпигонство Шенберга - сохраняет свое фирменное звучание и равновесие в оркестре - прим. заключительный аккорд в Симфонии псалмов с точным расположением нот в партии гобоев. 
  • Ст. Булеза 1951 г. Шенберг мертв
  • Формирование додекафонии (основной мотор атональности, хотя отказ от традиционной тональной системы есть уже у Листа): песни на стихи Альтенберга Берга (1912), оратория Шенберга Лестница Иакова (1917) и в 20-е Пять пьес для фортепиано соч. 23, Серенада соч. 24 и Сюита для фортепиано соч. 25.  Последнее чисто 12-тоновая серийная техника.  Хроматический ряд - 12 звуков, 7 белых и 5 черных клавиш - на греч. додекафония.  Композитор выстраивает их в определенной последовательности - серию, которая становится источником всех мелодий и гармоний произведения и которая может использоваться как мелодическая линия, как ряд созвучий или как мелодия с аккомпанементом.  Сериальнось как организующий принцип после отказа от тональных ограничений - что позволяет вновь создавать крупный организованные партитуры. 
  • Стравинский: «Музыка по самой своей сущности не способна что-либо выражать».  
  • Надя Буланже - ?  Много ссылок на ее роль без обозначения ее деятельности. 
  • Сотрудничество Бриттена с кино - умение создавать эффект ограниченными средствами - способствовали развитию «тембрового слуха» (233).  
  • 1945 - Три псалмодии Булеза.  Позднее он исключит из своего каталога все, созданное до 1946 г.  Или еще изымает партитуру Полифонии Х после первого исполнения в 1951 г. (238).  
  • Мессиан - в лагере военнопленных под Герлицем - Квартет на конец времени.  Веберн спокойно все пережил, но был застрелен американским солдатом около Зальцбурга, когда гостил у дочери. 
  • После войны - развития фестивалей.  Резкая смена повествования - вместо премьер. 
  • Копленд - какой-то важный композитор в США. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий