Лосев, Алексей Федорович. Очерки античного символизма и мифологии. – М. : Мысль, 1993. – 959 с.
- "I. В вещах есть отвлеченный смысл и фактически-телесное его осуществление, и в вещах есть начало идеальное и реальное. Есть, стало быть, сфера идеального и реального, и есть цели идеальные и реальные. Античная культура вырастает на реальной почве, из реального источника. Она - синтез идеального и реального в реальном. Поэтому она по преимуществу телесна. В телесности ведь тоже свой смысл и своя идея. В телесности ведь тоже есть своя бесконечность. И вот, античная культура есть бесконечная актуальность тела. Это - апофеоз биологически-прекрасного, идеально-божественного тела.
- II. Поскольку тело есть не просто обычное человеческое тело, с его слабостью, болезнями и смертью, оно необходимо есть идеальное тело. Это - такое тело, в котором нет ничего, кроме духа. И это такой дух, в котором нет ничего, кроме тела. Это - полная взаимопронизанность духа и тела, абсолютное равновесие духовного и телесного. Отсюда, античное тело с диалектической необходимостью оказаться человеческим телом, а основная интуиция античности с... необходимостью оказывается скульптурной интуицией... И мир есть такая статуя, и божества суть такие статуи; и города-государства, и герои, и мифы, и идеи - все таит под собой эту первичную скульптурную интуицию.
- III. ...Разумеется, античность и холоднее и неподвижнее нового западного мироощущения. В этом неумолимая диалектика: в экстазах плоти и в ее безраздельном господстве всегда есть что-то холодное и отвлеченное, нечто неумолимо мрачное и жесткое; и в этом отношении духовное всегда животворнее и теплее, хотя и тут возможно абстрактное гипостазирование и мертвенная изоляция. Однако, Ницше учит нас другому. В античной телесности не только эта застывшесть мраморной холодной статуи. Под ней кроется своя обжигающая... и экстаз, свое оргийное рождающее лоно, свое безумие и преодоление тела. И хотя и всякая мистика телесна и чувственна, но не всякая мистика имеет своим предметом тело и телесное. Она - существо пантеизма. В ней есть свой ум, но это ум - существо тварно-телесное. В ней есть свое восхождение к чистому уму, но это восхождение к бестелесному, которое по смыслу своему телесно".
Комментариев нет:
Отправить комментарий