суббота, 29 августа 2015 г.

...Лосев о Телесности в Античности...

Лосев, Алексей Федорович.  Очерки античного символизма и мифологии. – М. : Мысль, 1993. – 959 с.




  • "I. В вещах есть отвлеченный смысл и фактически-телесное его осуществление, и в вещах есть начало идеальное и реальное.  Есть, стало быть, сфера идеального и реального, и есть цели идеальные и реальные.  Античная культура вырастает на реальной почве, из реального источника.  Она - синтез идеального и реального в реальном.  Поэтому она по преимуществу телесна.  В телесности ведь тоже свой смысл и своя идея.  В телесности ведь тоже есть своя бесконечность.  И вот, античная культура есть бесконечная актуальность тела.  Это - апофеоз биологически-прекрасного, идеально-божественного тела.  
  • II.  Поскольку тело есть не просто обычное человеческое тело, с его слабостью, болезнями и смертью, оно необходимо есть идеальное тело.  Это - такое тело, в котором нет ничего, кроме духа.  И это такой дух, в котором нет ничего, кроме тела.  Это - полная взаимопронизанность духа и тела, абсолютное равновесие духовного и телесного.  Отсюда, античное тело с диалектической необходимостью оказаться человеческим телом, а основная интуиция античности с... необходимостью оказывается скульптурной интуицией...  И мир есть такая статуя, и божества суть такие статуи; и города-государства, и герои, и мифы, и идеи - все таит под собой эту первичную скульптурную интуицию.  
  • III.  ...Разумеется, античность и холоднее и неподвижнее нового западного мироощущения.  В этом неумолимая диалектика: в экстазах плоти и в ее безраздельном господстве всегда есть что-то холодное и отвлеченное, нечто неумолимо мрачное и жесткое; и в этом отношении духовное всегда животворнее и теплее, хотя и тут возможно абстрактное гипостазирование и мертвенная изоляция.  Однако, Ницше учит нас другому.  В античной телесности не только эта застывшесть мраморной холодной статуи.  Под ней кроется своя обжигающая... и экстаз, свое оргийное рождающее лоно, свое безумие и преодоление тела.  И хотя и всякая мистика телесна и чувственна, но не всякая мистика имеет своим предметом тело и телесное.  Она - существо пантеизма.  В ней есть свой ум, но это ум - существо тварно-телесное.  В ней есть свое восхождение к чистому уму, но это восхождение к бестелесному, которое по смыслу своему телесно".  

Комментариев нет:

Отправить комментарий