суббота, 22 августа 2015 г.

...Делез о Геофилософии...

Делез, Жиль (1925-1995).  Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Зенкина. - Москва: Академический проект, 2009. - 260 с.


Геофилософия 
  • «Мысль осуществляется скорее через соотношение территории и земли», соотношение, которое включает процессы де- и ре- территориализации.  Такое движение описывает мысль.  Это движение создает неопределенность состояния - напр., Греция - территория философа или земля философии?  
  • Через эти два процесса описывает собирание Греции из отдельных территорий и полисов.  При этом философ был чужестранец, пришлый.  Но философия - чисто греческое явление.  И что на этой территории нашли философы, что предопределило появление философии: 1) «чистую общительность как среду имманентности, «внутреннюю природу ассоциации», противостоявшую верховной имперской власти и не предполагавшего никакого предзаданного интереса, поскольку, наоборот, она сама предполагалась соперничающими интересами»; 2) «особое удовольствие от ассоциации, составляющее суть дружества, но и также и от нарушения ассоциации, составляющее суть соперничества»; 3) «немыслимую в империи любовь к мнению, к обмену мнениями, к беседе» (101).  
  • Детерриториализация: относительная (историческое отношение территории и земли) и абсолютная («когда земля переходит в план чистой имманентности мысли-Бытия, мысли-Природы», 102).  «Мыслить - значит развертывать план имманенции, который поглощает… землю» (102).  
  • Различие плана трансценденции, которая дает фигуры (иконы, гексаграммы, мандалы), ограниченные референцией, от имманентности, которая дает концепты, свободные во внутренних и внешних соединениях, «только одно правило - правило соседства» (104), «многозначность концепта зависит только от соседства» (105).  Эта свобода соседства задает «творчество концептов».  
  • Но постоянное тяготении концепта и фигуры.  Религиозные фигуры тяготеют к концептам, выявляя атеистическое содержание любой религии (и атеизм и смерть Бога не проблема для философа, проблема - «когда уже достигнут атеизм концепта», 107).  И застывание имманентности через «имманентность чему-то» - объектность созерцания, субъект рефлексии, интерсубъективность коммуникации.  Сосуществование фигур и концептов в плане имманентности позволяет разные соотношения их в каждом конкретном исследовании.  Но философский элемент определяется именно концептуальным содержанием. 
  • В итоге возникновение философии - случайно, как фактор географии, которая есть также и «география ума» (110).  Аналогия со случайностью возникновения капитализма у Броделя.  
  • Отрывает историю от культа закономерностей и первопричин - складывает вместе Гегеля и Хайдеггера.  «Утверждая могущество «среды»» (111).  
  • Отличие истории от становления - от истории нужно отвернуться, чтобы стать чем-то новым.  Философия творит новые концепты, которые вливаются в историю, а не происходят из нее.  Отличает типы от персонажей - первые принадлежат истории, вторые - становлению.  
  • Выживание философии связывает с победой капитализма - распространение плана имманентности, развитие демократии как новейшего варианта общества друзей, то есть воспроизведение греческих условий на базе капитализма.  Но эта смычка случайна и философия не сводится к формам, которые узурпировал капитализм - философия сливается с эпохой в утопии.  «Концепт освобождает имманентность от всех границ, которые еще ставит ей капитал» (117).  
  • И тут отличие от Греции - у нас нет плана имманентности, а у греков не было концептов (они должны были их созерцать как что-то далекое).  Отсюда отличие идей Платона от врожденных идей Декарта и априори Канта.  Философия ретерриториализуется в греках но лишь как в том, чего у нее нет.  
  • Отвергает демократию и права человека как новую ретерриториализацию (хотя ассоциативность США дает такую возможность), поскольку не существует мирового демократического государства.  Единственная мировая инстанция - рынок. И предел ему ставит национализм - в этом смысле каждый демократ в ответе за национализм.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий