Хайек Фридрих Август фон. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / пер. с англ. Б. Пинскера и А. Кустарева под ред. А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2006. 644 с.
- В отношении проекту последователей Декарта, которые распространили его идей (которые об установлении критериев истинности) на социальные и моральные отношения и превратили их в критерии уместности и оправданности действий. А между тем "человек - животное, не только преследующее цели, но и следующее правилам" (30). И успех зависит от набора правил, которые отобраны обществом. Дуализм Декарта ложный, нет оппозиции сознания и бытия, ум - результат адаптации к окружению: "ум не столько создает правила, сколько состоит из правил действия, т.е. из совокупности правил, которые... стали направлять действия людей, потому что следование этим правилам обеспечило им преимущество перед другими людьми и группами" (37).
- картезианский рационализм преодолен в Великобритании: прецедентное право (реф. Мэтью Хейл), эволюционизм исторической школы (в праве - Савиньи), влияние грамматистов.
- Важно знание механизмов адаптации, а не всех элементов системы (а полная рациональность и полная управляемость требуют знание всех вводных).
- Вопрос о соотношении закона и свободы, о возможности достижения общих целей при сохранении личной свободы.
- Роль судьи: "является институтом стихийного порядка. Он всегда рассматривает порядок как свойство длящегося процесса - порядок, в котором отдельные люди имеют возможность успешно осуществлять свои планы, потому что они могут формировать ожидания о действиях окружающих, имеющих хорошие шансы реализоваться" (114). Отличается от власти как источнике права: "Закон является источником любой власти... [в том смысле, что] подчинение власти держится (и только до тех пор, пока) на том, что она обеспечивает действенность закона, существующего, предположительно, не зависимо от нее и опирающегося на распространенное мнение о том, что является правильным" (114).
- АР: а что если закон рассматривать как то, что организует власть? отличие от права по предмету, а не формальное. В этом смысле закон - всегда публичный акт, не касается частно-правовых отношений, не должен касаться ничего кроме государственного управления. И потому государство вынуждено для вмешательства в частные дела принимать ненужные там частно-правовые нормы. Закон определяет меру свободы власти по трансформации существующего порядка (в отличие от судьи, которые не допускает изменения, консервирует порядок). Зачем закон? - чтобы защитить государство на случай, когда государство вводит изменения - общество не защищает изменения - структурно, т.к. новшество не является общепринятым. Закон является гарантом государственных интересов, направленных на трансформацию общества.
- Право формулирует как способ обеспечения "реализации своих ожиданий". АР: видимо, ожидания государства. Ожидания формируются, исходя из существующего порядка. Такой порядок описывает как ценность, а не как цель, т.е. условие права, а не его цель. Напр, о бесцельном характере правил справедливого поведения.
- Это все об отличии закона от права (которое касается частно-правовых отношений).
- Парламент описывает как орган компетенции в области публичного права, т.е. институциализация различия между правилами справедливости и правилами принуждения к их исполнению.
- Главная функция законодательных органов - представительство. Представляет их как наследников "законодательного собрания" (термин XVII в.), которые несмотря на попытки ограничить их влияние стали органами, которыми контролировали правительство (148). Наполеон I стал инстанцией, которая переключила их деятельность на создание общих правил справедливости.
- Процесс трансформации частного права в публичное произошел во имя "социальных" целей (160).
- Апофатический характер критериев справедливости (203). Позитивно можно определить только в публичном праве, когда право (creance) по отношению к государству.
- Свобода не то, что дано от природы, "свобода - артефакт цивилизации" (485).
Комментариев нет:
Отправить комментарий