четверг, 20 августа 2015 г.

...Гурвич, Философия и Социология Права...

Гурвич, Георгий Давидович.  Философия и социология права: избр. соч. / пер. с фр. М.В. Антонова; пер. с англ. М.В. Ворониной. – СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004 (ОАО ИПП Искусство России). – 847 с.

Ст. Ф.Терре.  Магия и право (819-829).  
Ссылка на исследования Гурвича о соотношении магии и религии – говорит о значении этого исследования для исследования ритуальной природы права (которая недооценивается).  Аналогично исследованию Кожева (L’origine chretienne de la science moderne) и Бергсону (2 источника морали и религии).  
Т.о. существуют закрытые общества со статической религией, где магия имеет значение, и открытые общества, чуждые магии.  С ними связаны два типа правовой системы.  
На основании исследования Фюстель де Куланж (La cite antique) о веровании в сверхъестественное и о мистерии можно сделать вывод о том, что семья и город связаны этими верованиями.  Это позволяет объяснить частное право религиозными культами, право примиряет магию и религию.  
Текст Гурвича
На основании Ehrlich, Die juristische Logic, 1918 можно сделать вывод, что юридическая логика имеет три постулата:
этатистский характер позитивного права;
догма о единстве права под верховенством закона;
неукоснительно подчинение судьи заранее сформулированным установкам.  
- эти постулаты предполагают определенные методы, сознательно применяемые в эпоху централизации и имперского абсолютизма, которые не были известны в Риме.  
Т.о. в противовес юридическому индивидуализму необходимо обратиться к теориям, которые не имели успеха, т.к. не находили опоры в современности (Фихте, Прудом, Маркс, Гирке, т.д.).  Но «пробил час» (50) для воссоздания социальных, антииндивидуальных концепций (написано в 1932 году), обращения к социальному праву, антииндивидуальному, синтетическому трансперсонализму, т.е. «автономное право всеединства, с помощью которого происходит самоинтегрирование всякой активной тотальности, конкретной и действительной, воплощающей позитивную ценность; оно является правом интеграции (или, если угодно, инординации – inordinatio (фр.)), отличным как от права координации (правопорядок индивидуального права), так и от права субординации, признаваемого только системами юридического индивидуализма и одностороннего универсализма» (52).  
К числу новых правовых явлений, которые размывают индивидуализм, причисляет коллективные трудовые соглашения, индустриальная демократия, экономический федерализм, социальный парламентаризм, примат международного права, Лига Наций, Международная организация труда, «социализация без эксплуатации», кооперативная или «федеративное» устройство.  
Признаки этих явлений (55):
функция – объективная интеграция некоторой тотальности «посредством устроения единства общения его членов»;
принудительная сила – происходит из той тотальности, которую оно интегрирует;
объект – внутренняя жизнь это тотальности;
внутренняя структура отношения – участие неразобщенной на элементы тотальности;
внешнее проявление – «социальная власть», которая как правило не связана с безусловным принуждением;
примат неорганизованного права к организованному;
субъект, на который направлено организованное социальное право – «сложная коллективная личность»;
источник социального права – «нормативный факт».  

Собственность и социализм (434 -).  В этатистской структуре собственность зависит от государства в любом случае, в т.ч. при социализме.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий