понедельник, 17 августа 2015 г.


Леви-Строс, Клод (1908-2009.).  Руссо -- отец антропологии // Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А. Б. - Москва: Республика, 1994. - 382 с. С. 19-29. 

Анализ Рассуждения о происхождении нравственности, в которой Руссо призывает изучать далекие народы.  

И дает метод антропологии (цит.): «Когда хочешь изучать людей, надобно смотреть вокруг себя, но чтобы изучать человека, надо научиться смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, надо сперва наблюдать различия».  АР: вопрос в отношении второй части - не подгружаем ли мы в слова смыслы, которые возникли после Руссо (в основном, в слово различие), не говорит ли Руссо просто о применении научного метода - наблюдение, затем формулирование концепта?  

И формулирует противоречия Руссо, которые являются «трудностью, которую каждый антрополог рано или поздно должен преодолеть в своей работе»: призыв изучать далекие народы при том, что сам занимался только собой, и желание отождествить себя с другими при отказе отождествлять себя с собой.  

Задача антрополога - абстрагироваться от своего Я, относиться к нему объективно при исследовании - «увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях» (22).  

Преодоление антагонизма Я и Другой - который провоцирует философия (25).  

И гуманизм находит у Руссо во «врожденном отвращении к виду страдания себе подобного» (26).  И праве на сострадание.  

Отождествление себя с природой - в Прогулках, третьей и седьмой. И это отождествление - «истинный принцип человеческого познания и единственно возможные основы нравственности» (28).  

Леви-Строс, Клод (1908-2009.).  Три вида гуманизма // Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и примеч. Островского А. Б. - Москва: Республика, 1994. - 382 с. С. 15-18.
Обращение Возрождения к Античности - через язык приобщение к «методу мышления» (16).  И это совпадает с методом этнографии , который называет «техникой переселения».  Этнография представляется третим этапом экстенсивного познания мира после классического (обращение к Античности) и неоклассического (обращение вслед за географическими открытиями к иным культурам) гуманизма.  Но у этнологии нет возможности обращаться к привычным следам (письменность и искусство) - «поэтому у этнолога возникает необходимость вооружить свой гуманизм новыми орудиями исследования» (17).  

АР: идеология гуманизма, по всей видимости, призвана встроить этнографию в академическую традицию - иного объяснения не найти для такого экзотического словоупотребления, потому что ничего кроме ограничений для исследователя оно не приносит.  

И орудия эти - мешанина психологического погружения с научной объективностью (помещение себя вовне).  Пытается это решить через декларацию первого «универсального гуманизма» (18) - вслед за аристократическим возрожденческим и буржуазным XIX века.  «Ища источник своего вдохновения в обществах наиболее униженных и презираемых, она провозглашает, что ничто человеческое человеку не чуждо, и становится, таким образом, столпом гуманизма демократического, противостоящего всем предыдущим видам гуманизма, которые были созданы для привилегированных цивилизаций.  Мобилизуя методы и инструментарий, заимствованный из всех наук, и ставя все это на службу человеку, этнология хочет примирить человека и природу в едином всеобщем гуманизме».  

Комментариев нет:

Отправить комментарий