Задумывался как методологическое введение к Проекту Пассажей (проект о формировании нового субъекта в 19 в., толпы). Беньямина интересует гарбадж, переходные состояния (transit). Дискутирует с принятыми в его время методологиями истории (тезисы 6-7). Беньямин предлагает спасать историю, спасать незначительные события, выводя их из больших нарративов.
Отметим важность визуального ряда, топологии в текстах Беньямина.
Основной момент Пассажей – конструкция:
- как конструкция работы в целом, которая для Беньямина – способ философского высказывания;
- как конструирование обекта исторического исследования. У него это конструирование особое: вместо линейной логики логика визуальная, объекты строятся через образы, а принцип соединения монтажный (прошлое к настоящему), при этом причинная связь его не интересует. Монтаж, созвездиеи вырывает объект из континуума, объект получает иной темпоральный режим, он перемещается в актуальное настоящее, jetztzeit.
Объект строится так:
- вырвать их континуума, из пустого гомогенного времени;
- структура монады, которая включает в редуцированном виде все исторические силы.
Особая диалектика Беньямина – диалектика в бездействии (dialectics in a standstill). Остановка мысли (в прямом смысле), замирание. Диалектика без снятия. Этоjetztzeit, мессианское время.
Историческое время может быть познано только через спасение, спасение того, что по мысли победителей не значимо. Т.е. выявление скрытых пружин истории, которые ведут к культурным ценностям. История распадается на образы, а не на повествования.
Исторический предмет и есть его диалектический объект, которые конструируется. Возмодность упустить исторический объект.
Беньямин, конечно, говорит о совоем историческом времени. Но любое время можно разорвать такой остановкой, чтобы открыть его новые измерения. Но узнавание прошлого и настоящего непроизвольно, задано и прошлым, и настоящим. Вспышка узнавания – время теологическое, время искупления.
Поиски Беньямина аналогичны поискам призрачной историчности (в связи с Холокостом).
Временное ядро (созвездие) формируется и в объекте, и в субъекте. Соединяет две жихзни исторического предемета, историю и историю-после. Такое соединение проявляет утопическое обещание, которое не реализовано, но моет быть спасено и даже применено (прим., с самолетами).
Бак-Морсс рисует схему превращения эмпирического времени в мессианское под воздействие революционного момента.
Теологическое время связано с политическим образом (как выявление нереализованных исторических возможностей).
Теология Беньямина занимается реальностью в том смысле, что диалектический образ объективен и в марксистском смысле, и в теологическом. Теологический ораз возникает на пересечении позитивизма и магии.
Соположение прошлого и настоящего дает искру истины – похоже, основной заботы Беньямина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий