суббота, 18 ноября 2017 г.

...Выготский и Лурия о Мышлении как Орудии...

Выготский.  Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-пресс, 1993. - 221 с.

Поведение Человекообразной Обезьяны 
  • Исходя из ограниченности применения орудий обезьянами для решения задач только теми, которые находятся в оптическом поле, выводит закон структуры — "все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение каждой отдельной части, входящей в его состав" (39).  Это и есть структура в психологии.  Для автора важна независимость структуры от изменения отдельных элементов (обезьяна в качестве палки использовала хоть полосу тряпки).  Но независимость эта "относительная". 
  • Этот взгляд предполагает иное по сравнению с обычным соотношение инстинкта и рефлекса — инстинкт как тотализирующий является генетически первичным, рефлекс лишь остаточные, выделившиеся части инстинктов.
  • Некоторые задачи — особенно при усложнении структуры зрительного восприятия или конфигурации элементов — оказываются для шимпанзе неразрешимыми — но не абсолютно, иногда их удавалось решать.  В связи с этим такая сложность может быть преодолена "когда на мгновение условия внимания благоприятны, но который менее ясен, как только животному не хватает необходимого напряжения" (42).
  • Интеллект начинает действовать при препятствиях, когда инстинкт оказывается в новых условиях — "закон запруды".  У Павлова препятствия выполняют побуждающую роль для "рефлекса цели", "основной формы жизненной энергии каждого из нас".  "Вся жизнь, все ее улучшение, вся ее культура, делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или иной поставленной ими себе в жизни цели" (48).
  • Исследование украшений тела у обезьян: они рассчитаны не на оптическое действие, а на ощущение собственного тела — вместе с телом движется еще что-то, отчего ощущение от нашего движения становится еще богаче и значительнее (57).
Примитивный Человек и его Поведение
  • Развитие первобытного в культурного определяет изменение памяти, мышления и языка.  Память двигается от органической памяти к мнемотехнике, которыми память пользуется.  Мышление тоже развивается не просто накоплением все больших подробностей, мышление меняет тип, переходя к развитию и к совершенствованию языка и способов его использования, к развитию этого средства, которым пользуется мышление.  "Основной прогресс в развитии мышления связывается в переходе от первого способа употребления слова как имени собственного к способу второму, когда слово является знаком комплекса, и, наконец, к третьему, когда слово является орудием или средством выработки понятия" (107).
  • При исследовании способов счета — то же свойство перехода от конкретного к абстрактному.  Видимо, это общее свойство: "Подобно тому как возрастающее господство над природой основывается у человека не столько на развитии его естественных органов, сколько на совершенствовании его техники, подобно этому и господство его над собой, всевозрастающее развитие его поведения основывается преимущественно на совершенствовании внешних знаков, вешних приемов и способов, вырабатываемых в определенной социальной среде под давлением технических и экономических потребностей" (118).  Перестраиваются и психологические операции.  Определяющим при этом является совместная жизнь, коммуникация и внешние условия.
  • Магия у примитивных (одно из важнейших особенностей его поведения) — способ овладения природой.  И одновременно к господству над собой.  Магия предполагает принципиально одинаковые механизмы воздействия на силы природы и на человека.  Одинаковое воздействие ка на силы, обладающие душой.  В результате власть ад мыслями принимается за власть над вещами, естественные законы заменяются психологическими, то, что сближается в мысли, сближается и в реальности.  И действует принцип ассоциации.
  • Магия не универсальный способ овладения миром у примитивных (примитивный человек умер бы, если бы действовал по Леви-Брюлю).  Более того, она возможна у тех, которые уже обрели определенную техническую оснащенность.  "Магия во всяком случае не является первичной исходной точкой культурного развития, синонимом примитивности, первобытности и изначального мышления.  Но даже когда она появляется, она, как уже сказано, не покрывает собой поведение в целом" (123).
Ребенок и его Поведение

  • Память — не развивается на протяжении жизни, одинаковая во всех возрастах.  Но проделывает путь от непосредственной способности в орудие, маленький ребенок запоминает спонтанно, школьник уже организует память, чтобы запомнить нужное.
  • Про внимание.  Инструментальное использование возможно только путем перехода от непроизводственного внимания к опосредованному, пользующемуся для своего осуществления определенными внешними приемами (179).
  • Абстракции. 
  • Речь и мышление.
  • Использование внешних средств при этом — рациональное (221).

Комментариев нет:

Отправить комментарий