Батай, Жорж (1897-1962). Проклятая доля / Пер. с фр. Б. Скуратов, П. Хицкий. — М.: Гнозис: Логос, 2003 (Люберцы (Моск. обл.): ПИК ВИНИТИ). — 207 с.
Предисловие
- "Это первая попытка начинает за рамками частных дисциплин рассмотрение проблемы, которая как следует еще не ставилась — но которая является ключом ко всем тем проблемам, что ставятся каждой дисциплиной, изучающей движение энергии на Земном шаре, — от физики Земли до политэкономии, через социологию, историю и биологию" (10). При этом перемётом называет "избыточную энергию", которая обуславливает бурлений жизни.
- Вводит две противоположные политические методики: метода, "исходящего из страха и тревожных поисков решения, который с поиском свободы совмещает императивы, в высшей степени свободе противопоставленные"; и метода, "отправляющегося от глобальных ресурсов жизни, для которого все сразу же решено, все богато изобилием, и который соразмерен вселенной", метода свободы (13). "Я настаиваю на факте, что для свободы духа поиск решения — это роскошь, избыток: именно это придаче решению несравненную силу. Тем, кто позволяет ставить политических вопросы только своей тревоге, становится все труднее разрешать их. Тревога должна их ставить. Но их решение в какой-то момент требует, чтобы она смолкла" (14).
Часть первая. Теоретическое Введение
- Базовая идея заключается в том, что силы вселенной оказываются случайно образов определите время в определенной точке. Часть их человек обращает на свои цели. Но это лишь маленькая толика, и цель их не связана с целями человека, которые их использует. "Сверх наших непосредственных целей труд следует за болезням и бесконечным свершением вселенной" (17). Избыток должен быть растрачен.
- Сферу услуг относит к той же зоне расточительства. Но ее недостаточно, поэтому увеличение войн.
Часть вторая. Исторические Данные I
- Избыток определяется "подлинными потребностями" — такими, что общество пострадало, если бы они не были удовлетворены.
- Жертвоприношения в качеств растраты. Жертвами были, в основном, пленные. Отсюда идея войны как условия милости богов — "смысл войны заключался в потреблении, а не в завоевании" (43).
- При этом жертвы обслуживались с особой заботой. Смысл уничтожения — в уничтожении того, что могло бы приносить пользу, "жертвоприношение уничтожает то, что освящает. Оно не обязательно разрушает подобно огню; только разрывается нить, связующая приносимое в жертву с миром полезной активности, однако это разделение имеет смысл окончательного потребления; освященную жертву невозможно вернуть к порядку реальности. Этот принцип открывает путь безудержности, он высвобождает насилие, оставляя ему пространство, где насилие царит безраздельно" (51).
- Потлач.
Часть третья. Исторические данные II
- Ислам. Ислам при Магомете сравнивает с пуританизмом в духе Вебера. "Магомет противопоставляет дин — веру, дисциплину подчинения — мурзе — идеалу личной доблести славы доисламских племен (Ришелье, борясь с традициями феодальной чести и с дуэлями, планомерно следовал в том же направлении)" (77). Личная доблесть сменяется общей молитвой. Лишь после завоеваний этой набожной армии вновь возвращается ослабление и относительная расточительность. "Чередование суровости, способствующей накоплению, и великодушия, способствующий расточительству, представляет собой обычный ритм пользования энергией" (77).
Комментариев нет:
Отправить комментарий