Батай, Жорж (1897-1962). Внутренний опыт / Пер. с фр., послесл. [с. 308-334] и коммент. С. Л. Фокина. — Санкт-Петербург: Аксиома: МИФРИЛ, 1997. — 333 с.
Часть Первая. Набросок Введения во Внутренний Опыт
- Знание задает горизонт опыту: "тот, кто знает, не может выйти за горизонт знаемого" (17). "Мне бы хотелось, чтобы опыт вывел вас туда, куда он сам ведет, я не хотел вести его заранее намеченной цели. И сразу скажу, он ведет нас не к гавани (напротив, в места блуждания, бессмыслия)" (18). "Опыт — это пылкая и тоскливая постановка под вопрос (на испытание) всего, что известно человеку о деле бытия".
- Противник проекта — именно из-за предопределенности опыта. И "тем не менее, внутренний опыт — проект, хочешь того или нет. Он таков, ибо человек целиком и полностью является таковым благодаря языку, который по сути своей, за исключением поэтической извращенности, является проектом. Но в этом случае проект будет не позитивным, как в поиске спасения, а негативным: проект упразднения власти слов, стало быть, упразднения проекта" (53).
- Отталкиваясь от сообщества, которое фигурирует у Хайдеггера как основа дазайна, определяет сообщество через неформальное сообщение, сообщество отлично от Церкви или ордена. "Индийские саньясины имеют между собой гораздо меньше формальных связей, нежели "исследователи" Хайдеггера. И все же присутствие, определяемое в них йогой, ни в чем не уступает присутствию сообщества; сообщение — это не то, что добавляется к присутствию, это то, что его составляет" (56).
- Это сообщение обусловлено разницей внутреннего опыта, ты никогда не будешь знать то, что знает другой. И этим обусловлена зависимость от другого, от сообщества. "Без этого ответа человек лишен средств быть всем, он — блуждающий безумец, безвыходный вопрос" (57). Лишенный откровения — лишен собеседника, "никто никогда с ним не говорил, никто никогда не будет больше говорить с нами: отныне мы в одиночестве, солнце закатилось навсегда. В ответы разума поверили, даже не заметив, что они держатся единственно тем, что выдают себя за божественный авторитет, подражая откровению (в глупой претензии все сказать)".
Часть Вторая. Казнь
- Что-то про экстаз от нечеловеческих возможностей, которы неожиданно ощущаются, "быть всего лишь человеком, не иметь никакой возможности — вот что душит, вот что переполняет тяжестями неведением, вот что нестерпимее всего" (70). "Я учусь искусству превращать тоску в отраду". "Восславить" — вот в чем смысл этой книги. Моя "суровость", мои "невзгоды" — не что иное, как условие. Но тоска остается: "Кто не умирает от тоски быть всего лишь человеком, так всего лишь человеком и умрет" (70).
- Философия никогда не бывает казнением, но без казненная не бывает ясных ответов: никогда ответ не предшествует вопросу, и что значит вопрос, если в нем нет тоски, нет казненная. Ответ приходит в миг безумия: без казненная как услышать его?" (73).
- Этот ужас и безумие, и "край" желаем и ужасен. Но необходим для того, чтобы реализовалось человеческое. Внутренний опыт.
- Это внутренний порыт противоположен "проекту" (91). И потому "действию", которые находится в зависимости от проекта. И дальше по цепочке — противоположен "рассуждающей мысли", которая зависит от проекта, развертывается как рефлексия над проектом. "Проект" в тексте выделен одним модусом: "парадоксальная манера быть во времени: откладывание существования на потом" (91).
- Но внутренних опыт строится на принципе: "выйти посредством проекта из области проекта" (92).
- "Где разоблачается сокровенный характер проекта? В праздности богатых светских женщин. Если пустота проекта, утонченные, спокойные манеры берут верх, то жизнь сразу отвергает праздность. То же самое по воскресеньям на вечерних бульварах. Светская жизнь и буржуазные воскресенья извлекают на свет древнюю праздничность, забвение всех проектов, безмерное прожигание жизни" (95).
- Возможность ситуации, когда проект становится слугой, средством подлинного опыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий