пятница, 4 декабря 2020 г.

...Ремесло Искусства у Толстого...

 Толстой, Лев Николаевич (1828-1910). Что такое искусство?: Доп. и испр. к рус. изд., искаж. ценз. Изд. "Посредника" М., 1898. — Женева: Укр. тип., 1899. - 16 с.

II

  • В русском языке "красивое" относится только к восприятию зрения.  Говорить красивое о восприятии других органов чувств — это новая тенденция, но не норма.  И встречно "хороший" в отношении внешнего вида означает "красивый".
  • Обзор теорий эстетики все сопровождает характеристиками туманности.

IV

  • Все теории суммирует в 2 категории: 1. Красота как проявление абсолюта (бога); 2. Красота как наше удовольствие без выгоды.  Но и первое сводит к наслаждению, "мы признаем красотой то, что нам нравится, не вызывая в нас вожделения" (47).
  • Предлагает отвлечься от наслаждения, чтобы понять цель искусства (по аналогии с едой, где рассуждения о вкусе мешают понимать свойство питать тело).  Понятие красоты путает.

V

  • Определяет как средство коммуникации.  Но не коммуникации мыслей (это через слова), а коммуникации эмоций.  Но важен и метод — человек вновь вызывает у себя чувство, испытанное ранее, и затем транслирует "известными внешними знаками" его другому.  "Как только зрители-слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство" (46).  А цель?  "Необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющих их в одних и тех же чувствах" (46).
  • И в качестве сторонников такого взгляда на искусство называет "учителей", "проповедников" — философов, религиозных проповедников.  И из-за коммуникативной эффективности искусства предпочитали запретит его вовсе, нежели допустить негативное влияние.  "Прежде боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали его вовсе.  Теперь же только боятся, как бы ни лишиться какого-нибудь наслаждения, даваемого искусством, и покровительствуют всякому.  И я думаю, что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее" (48).

Комментариев нет:

Отправить комментарий