Вильгельм Воррингер. Абстракция и вчувствование (фрагменты) // Современная книга по эстетике. М., 1957, С. 459-475
- Эстетическая деятельность представляет собой психологический импульс к творчеству (не удовлетворение потребностей и не развитие ремесла). Эстетика понимается как самоидентификация с органическими образцами, наслаждением собой через органические предметы.
- А какова психологическая природа абстракции? При том, что абстракция возникает раньше реализма, и возрождается следом. Искать основание нужно в конфликте между человеком и внешним миром (реализм же обусловлен "счастливым пантеистическим отношением искренности между человеком и явлениями внешнего мира"). И страх этот сравнивает со страхом пустого пространства, страхом потерянности в мире. Явления не дают опоры, поскольку все время менялись. Опору находили в том, чтобы вырвать явление из череды смены состояний, абстрагировать, приблизить к абсолютной ценности. И эта тенденция возможна только в коллективном существовании.
- Абстрактное искусство свидетельствует о стремлении подавить пространство вокруг объекта, вырвать его из пространства, разрушить связи ним и с другими вещами. "Все попытки направляются… на индивидуальную форму, лишенную пространства…" (473). Это прямая противоположность "одухотворения", которое занимается органическими формами, потому что одухотворение определено как "эстетическое наслаждение есть объективированное самонаслаждение" (473). И если во втором случае тревога разделения между объектом и я, то в абстракции они соединяются, объект существует только через я. Но эта противоположность не окончательная. Она исчезает на следующем уровне, поскольку всякое эстетическое наслаждение — "это есть потребность в самоотчуждении" (474). В абстракции воля к отмене случайности органического существования сильне. Но и в одухотворение мы наслаждаемся собой через объект, через вещь, мы освобождаемся от своего индивидуального существования. И тем же самым мы задаем границы (границы объекта) нашему иначе безграничному индивидуальному сознанию. Это ограничение наших неограниченных возможностей, отрицание ее безграничной дифференцированности. "В народе правильно говорят о потере я при созерцании произведений искусства" (475).
- "Не будет слишком смелым подчеркнуть, что всякое эстетическое наслаждение, как, возможно, и всякое человеческое ощущение счастья вообще, можно свести к потребности в самоотчуждении как его глубочайшей и конечной сущности" (475).
Комментариев нет:
Отправить комментарий