четверг, 3 декабря 2020 г.

...Самоотчуждение в Искусстве...

 Вильгельм Воррингер. Абстракция и вчувствование (фрагменты) // Современная книга по эстетике. М., 1957, С. 459-475


  • Эстетическая деятельность представляет собой психологический импульс к творчеству (не удовлетворение потребностей и не развитие ремесла).  Эстетика понимается как самоидентификация с органическими образцами, наслаждением собой через органические предметы.
  • А какова психологическая природа абстракции?  При том, что абстракция возникает раньше реализма, и возрождается следом.  Искать основание нужно в конфликте между человеком и внешним миром (реализм же обусловлен "счастливым пантеистическим отношением искренности между человеком и явлениями внешнего мира").  И страх этот сравнивает со страхом пустого пространства, страхом потерянности в мире.  Явления не дают опоры, поскольку все время менялись.  Опору находили в том, чтобы вырвать явление из череды смены состояний, абстрагировать, приблизить к абсолютной ценности.  И эта тенденция возможна только в коллективном существовании.
  • Абстрактное искусство свидетельствует о стремлении подавить пространство вокруг объекта, вырвать его из пространства, разрушить связи ним и с другими вещами.  "Все попытки направляются… на индивидуальную форму, лишенную пространства…" (473).  Это прямая противоположность "одухотворения", которое занимается органическими формами, потому что одухотворение определено как "эстетическое наслаждение есть объективированное самонаслаждение" (473).  И если во втором случае тревога разделения между объектом и я, то в абстракции они соединяются, объект существует только через я.  Но эта противоположность не окончательная.  Она исчезает на следующем уровне, поскольку всякое эстетическое наслаждение — "это есть потребность в самоотчуждении" (474).  В абстракции воля к отмене случайности органического существования сильне.  Но и в одухотворение мы наслаждаемся собой через объект, через вещь, мы освобождаемся от своего индивидуального существования.  И тем же самым мы задаем границы (границы объекта) нашему иначе безграничному индивидуальному сознанию.  Это ограничение наших неограниченных возможностей, отрицание ее безграничной дифференцированности.  "В народе правильно говорят о потере я при созерцании произведений искусства" (475).
  • "Не будет слишком смелым подчеркнуть, что всякое эстетическое наслаждение, как, возможно, и всякое человеческое ощущение счастья вообще, можно свести к потребности в самоотчуждении как его глубочайшей и конечной сущности" (475).

Комментариев нет:

Отправить комментарий