среда, 23 августа 2023 г.

...Культ как Действие у Дюркгейма...

Дюркгейм, Эмиль (1858-1917).  Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / перевод с французского Алексея Аполлонова и Татьяны Котельниковой. — Москва: Изд. дом Дело: РАНХиГС, 2018. - 732с.

Введение.  Объект исследования

  • Две противоположные концепции объяснения.  Или разум есть форма индивидуального опыта, а это значит, что разума не существует. Или разум дан извне, но тогде нет объяснения, откуда, разум оказывается вне науки и природы.  Обе позиции равносильны.  Но если допустить общественное происхождение категорий, то появляется позиция, которой позволяет избежать проблем указанных двух.
  • Категории, которые возникают в результате коллективного существования, являются коллективными представлениями, и потому зависят от жизни/организации/морфологии общества.
  • Возражает на аргумент, что общественные установления могут применяться к природе лишь в качестве метафор, искусственных символов, т.е. возвращение номинализму.  Но этот аргумент для автора не учитывает, что общество — часть природы, "более того, оно — ее наивысшее проявление.  Область социального — область природы, отличная от других областей природы только своей большей сложностью…  Если категории… отчетливо проявляются в области общественного, то они должны обнаруживаться и в других областях, хотя и более скрытых формах" (54).

Книга I.  Предварительные вопросы

  • На уровне мета текста отказывается от определения религии в целом.  Такие определения "исходят из того, что религия — место вроде неделимой сущности, тогда как в действительности она есть целое, состоящее из частей: это более или менее сложная система мифов, догм, обрядов и церемоний" (79).  И с составляющих и нужно начать.
  • Основное разделение в верованиях (убеждения) и обрядах (действия) — это разделение на сакральное и профанное.  И это различие — абсолютное (единственное абсолютное в истории) для человеческого общества.  И это разделение представляется самоочевидным — настолько, что человеческое мышление сопротивляется их смешению в любой форме.  Система сакральных представлений и обрядов, которая не смешивается с другими, составляет религию.  Т.о. Религия не сводится к какому-то единому принципу или явлению, "это целое, которые образовано из различных и относительно индивидуализированных частей" (87).
  • Следует отличать от магии.  Религия объединяет людей в сообщества, магия — нет, "не существует магической Церкви" (92).
  • И церковь вводит в определение религии, "идея религии не отделима от идеи "Церкви" (97).
  • Отвергает анимизм и натурализм как форму примитивной религии, поскольку обе не объясняют, откуда берется сакральное, нет инстанции, превосходящей индивидуальный человеческий опыт.  Культ, который формирует такую инстанцию, является тотемизм.  Как предмет изучения возник в 1791 году у Дж.Лонга.  Попытка описать как универсальное явление — в 1841 году у Г.Грея.
  • На основе анализа исследований останавливается на Австралии, как месте, которое будет анализировать.  И не настаивает на универсальности явления: "вопрос, насколько широко был распространён тотемизм, является совершенно вторичным.  Тотемизм интересует нас главным образом потому, что, изучая его, мы надеемся открыть природные соотношения, которые позволят нам лучше понять, что такое религия" (174).

Книга II. Элементарные верования

  • Тотем и виды тотемов.  Это исследование заканчивает тем, что члены клана, люди тоже относились к миру священного, а не профанного.  И с тотемом у них были отношения братства, в некоторых случаях равенства, в некоторых —уважения и моральной зависимости.  Даже некоторым "таинственным правом собственности".  И это не отношения человека к богу (242).
  • Далее, тотемы внутри племени обладают определённой автономностью, соотнесённостью с кланом.  Но различные тотемические культы внутри племени не развиваются параллельно, как самодостаточные религии, "напротив, они включают друг друга; они суть всего лишь части одного целого, элементы одой религии.  Люди одного клана никогда не относятся к верованиям соседних кланов с тем равнодушием, скептицизмом и враждебностью, которые религия обычно внушает тем, кто чужд ей; они сами разделяют эти верования" (269).
  • Возражает против введения коллективных тотемов из индивидуальных тотемов.  На основе наблюдений, это не теория, это факты, которые показывают первичность коллективных тотемов.
  • Поскольку священным является не только тотем, но и все причастные ему, то священность представляется как сила, которая встречается в каждом, но не тождественна ни одному.  Вопрос, однако — почему эта сила представляется в форме животного или растительного вида, в форме чувственно воспринимаемых вещей.
  • Тотемные силы в понимании автора это материальные силы, своего рода флюиды, "они действуют как настоящие силы" (sic!, 326).  И также они являются моральными силами.  И отголосок этого есть в любой религии, функции одновременно космические и нравственные, "Будучи духовной дисциплиной, каждая религия является также и своего рода техникой, помогающей любам смотреть ан мир с большей уверенностью" (327).
  • Эта сила имеет первичное значение по отношению к форме тотема.  И именно это для автора дает основу продвинуться дальше к религии.  В качестве дополнительного замечания пишет, что эта сила стала образом для понимания физичкой силы.
  • И это сила, которая соединяет общество.  "Не подлежит сомнению, что обычно у обществ есть все необходимое, чтобы пробуждать в ума ощущение божественного — благодаря одному лишь воздействию, которые оно оказывает на них, ведь общество для своих членов — как бог для тех, кто веет него.  Действительно бог — это прежде всего сущность, которую человек считает тем, что превосходит его в некоторых отношениях, и тем, от чего он зависит" (353).
  • Тематизирует отсутствие перехода в природе между воплощениями силы на разных уровнях.  "Высший бог племени есть не что иное, как дух предка, который в конце концов занял господствующие положение.  Духи предков являются не более чем сущностями, сформированными по образу индивидуальных душ, происхождение которых они должны объяснять.  Души, в свою очередь, суть толок формы, которые белочные силы, обнаруженные нами основ тотемизма, принимают, когда индивидуализируются в человеческом теле.  Единство систему столь же велико, сколь велика ее сложность" (492).

Книга III. Основные ритуальные установки

  • Как единая система с верованиями.  На примере обрядов в австралийских племенах показывает с вязь с развитыми монотеистическими религиями.

Заключение 

  • Культ — не прост система знаков, посредством которых вера выражается вовне, это набор средств, с помощью которых она создается и периодически воссоздается.  И это могут быть физические действия или ментальные операции.  "Наше исследование целиком основано на том постулате, что единодушное чувство верующих всех времен не может быть чистой иллюзией".  Это всегда способ существовать в реальном и искать в нем спасение.
  • "Мы выяснили, какие нравственные силы оно [общество] развивает и как оно пробуждает чувство поддержки, покоя и покровительственной опеки, которое привязывает верующего к его культу.  Это общество возносит верующего над самим собой, и даже более того: оно его создает.  Действительно, человек создает ансамбль интеллектуальных ценностей, образующих цивилизацию, а цивилизация — произведение общества.  Этим объясняется доминирующая роль культа во всех религиях, какими бы они ни были.  Дело в том, что общество осуществляете вое влияние только тогда, когда действует, но оно действует только тогда, когда образующие его индивиды собираются вместе и действуют сообща.  Именно через общее действие общество осознает и утверждает себя — оно есть главным образом активное взаимодействие.  Даже коллективные идеи и чувства возможны только благодаря этим внешним движениям, которые, как мы установили, символизируют их.  Следовательно, именно действие доминирует в религиозной жизни — потому что общество является его источником" (688).

Комментариев нет:

Отправить комментарий