Ямпольский, Михаил Бениаминович (1949-). О близком: (Очерки немимет. зрения). — Москва: Новое лит. обозрение, 2001. — 238 с.
Введение
- Снятие дистанция с объектом познания как способ отменить миметическое зрение, которое определяет разделение на объект и субъект.
- Близость не позволяет состояться объекту сознания, она выводить объект за его пределы, оставляя сознание без объекта совершенно бессодержательным. И сознанию остается только обратиться на себя, "вывернуться наизнанку" (6). Но принимает как данность, что мысль не может мыслить себя как объект, для Мамардашвили и Пятигорского "…сознание как таковое (а не его понимание) не может быть нами, буквально говоря, жизненно пережито, не может быть для нас феноменом жизни, и поэтому оно не может быть объектом позитивного знания".
- А это ставит под вопрос наше Я (= сознанию после Декарта). И это устраивает автора, поскольку на этой дистанции стираются рамки "я" или чего-то другого, все становится бесформенным.
Глава 1. Непосредственое и опосредованное
- "Зрение — это наше ощущение, вынесенное наружу, это как бы часть нас, но спроецированная наружу и данная нам только через посредничество внешнего объекта. В этом смысле зрение всегда опосредованно чем-то внешним по отношению к нам" (16).
- Приближение опыта тематизируется у Мерло-Понти, у Клее в анализе Гринберга (цвет у Клее), Блоха. Мерло-Понти в "Око и дух" написал: "…живопись… освоила изображение движения без перемещения — через вибрацию и излучение" (22). В этой вибрации дано близкое, не превращающееся в объект, там рже зрение совпадает с субъектом.
- Описание живописи как окна переворачивает, чтобы показать, что это окно не прозрачное, что оно не дает доступа к реальности. И одновременно обещает находящуюся за ним глубину как чистую потенциальность.
Глава 2. Маленький человек внутри большого человека (Флейшер, Декарт)
- Между зоной непосредственного и удаленного есть объекты, которые мерцают между этими сферами, ставя под вопрос возможность репрезетировать их.
- Изменение масштаба зрения, восприятия означает переход от одного мира к другому, практическим не связанному. Со ссылкой на Замятина: рука в жизни и под микроскопом — два универсума. Обе реальны как два универсума. Но так же обе нереальны и относится к области восприятия. Именно поэтому задача инструментального зрения — сохранить идентичность исходного объекта в системе удвоенного зрения.
Глава 3. Необыкновенно уменьшающийся человек (Арнольд, Ригль, Кант)
- Изменение масштаба дает поле для анализа влияния позиции зрителя на наблюдение. В обычной жизни у нас нет оснований считать, что маленький и толстый видят иначе, чем высокий и худой, зрение как бы отделяется от тела. "Зрение представляется нам некоей абстракцией, котора лучше всего описывается не через телесность, а через пространственные структуры внешнего мира" (46). Это использовал кинематограф, претендуя на соответствие взгляду человека.
- Линейная перспектива, которая позволяет глубину зрения и потому описание мира, позволяет репрезентировать объем, в котором незаполненные части так же обладают местом, как и заполняющие его предметы. "Такое пространство иерархично, так как организуется по отношению двум привилегированным точкам — точке зрения и точке схода перспективы. В этом смысле пространство классической геометрической оптики воспроизводит "сложный распорядок", о котором писал Гегель. Но сам этот "распорядок" основывается на геометрической абстракции, которая исключает тело зрителя" (49).
Глава 4. Слепое рисование (Эйзенштейн, Шопенгауэр, Кант)
- Дуальность схватывания и синтеза (Кант) преодолевается в первоначальном жесте творца — который анализируется как спонтанный, механический, соединяющий характер и действие, как выражение телесной экспрессии, "слепой жизни" (64). Загадка этого слепого действия в том, что оно "трансцендирует собственную слепоту порождайте творение, отмеченное гармонией, красотой и способностью к обобщению" (64). И эта тайна преображения слепого в прекрасное и занимала Эйзенштейна (в серии его рисунков, кроки).
- Практика скоростного рисования "Убийство Дункана".
- Переход к репрезентации (композиции, это конструкция Канта, у которого композиция является способом репрезентации реальности) происходит либо бесконфликтно, через аккумуляцию. Но чаще всего происходит как у Шопенгауэра — в форме скачка, экстатического выхода из себя, "позволяющего осуществиться внешнему, рефлектирующему видению, связанному с репрезентацией" (69). И действие композиции у Эйзенштейна оперяется как "экспансия" — линии плоскость, той — в пространство и т.д. "Каждый качественней и количественный скачек такого типа — это развитие композиции и новое измерение репрезентации" (69).
Глава 5. Линия обретает плоть
- Ссылка на текст, в котором тематизируется неспособность языка раскрыть смысл, где за распадом языка возникает настоящее зрение — "Письмо" фон Гофмансталя (79).
Глава 6. Логика иллюзии (Гельмгольц, Милль, Пирс)
- Логика и интерпретация — как инструменты иллюзии. Репрезентация как отдаление от реальности, замутненное реальности. Все через конструкцию зрения. Практика зрения.
Глава 7. Смерть и пространство (Сокуров)
- Репрезентация как смерть. Дематериализация в смерти передается через выход в репрезентацию. При этом у Сокурова эстетизация происходит через утрату формы. И утрата объектом формы (руина как идеальный объект культуры и репрезентации) стирает грань между объектом и субъектом, становится зоной мимикрии. Мимикрия приближает объект, он становится зоной "близкого", "налипающего на глаза… пространством соскальзывая и неразличимости между субъектом и объектом, мыслью и внешним миром" (146). Зона художника между эстетикой и политикой. Предмет Кьеркегора в "Или/или".
Глава 8. Вывернутые глаза
- "Миметизм и мимикрия как особая форма миметизма позволяют зрению выйти за рамки обыкновенного иконизма и обратиться к таким объектам, которые не просто видимы невооруженным глазом, они вовсе не существуют в момент восприятия" (147). Дальше про Пруста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий