суббота, 25 сентября 2021 г.

...Мечтание как Познание у Башляра...

Башляр, Гастон.  Психоанализ огня. — М.: Гнозис, 1993. — 147 с.

Огонь и поклонение: комплекс Прометея

  • О том, что тяга к познанию не определятся только утилитарностью.

Огонь и мечтания: комплекс Эмпидокла

  • Огонь не только полезен.  Он делает праздник.  "Ценность изысканных блюд настолько превосходит ценность просто пищи, насколько мы сможем подняться; в радости, а не в тяготах человек отыскал свой ум.  Завоевание излишнего гораздо больше побуждает ум, чем завоевание необходимого.  Человек есть творение желания, а не творение нужды" (26).

Заключение

  • Если бы настоящая работа могла быть принята в качестве снования физики или химии воображения, как набросок объективных условий вооружения, то она должна была бы подготовить орудия для объективной литературной критики в самом точном смысле.  Она должна была бы показать, что метафоры не являются простыми идеализациями, которые появляются как ракеты, чтобы вспыхнуть в небе, выказываясь собственную незначительность, но, напротив, метафоры именуются и согласуются между собой больше, чем ощущения, до такой степени, что поэтическое сознание является чисто и просто синтаксисом метафор" (144).
  • Метафора не просто описывает свойство двойственности поэзии, как разрыва однозначности в пользу фантазии.  Она является средством расколоть однозначность.  "В лоне единства поэзией заниматься не нужно: единое не имеет поэтического свойства" (145).  Она (или диалектика) является орудием расколоть единое, как "раскат грома".  Нужно "разбить порывы рассудочной экспрессии, психоанализировать привычные образы, чтобы получить доступ к метафорам.  Более чем воля, более чем жизненный порыв "Воображение является силой, создающей психику.  Психологически мы созданы нашим мечтанием.  Мечтание как попытка опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий