Беньямин, Вальтер (1892-1940). Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе / предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко; Немецкий культурный центр имени Гете. — Москва: Медиум, 1996. — 239 с.
Париж — столица девятнадцатого столетия
- Эмансипация творческой деятельности от искусства — реализация в конструкциях, пассажах, фото, дизайне… "Бальзак первым заговорил о руинах буржуазии. Но лишь сюрреализм открыл их панораму. Развитие производительных сил превратила символы стремлений прошлого столетия в развалины прежде, чем распелись представлявшие их монументы. Это развитие эмансипировало в девятнадцатом веке творческую деятельность от искусства, подобно тому как в шестнадцатом веке оно освободило науки от философии. Начало этому положила архитектура как инженерное конструирование. Затем следует отражение природы с помощью фотографии. Фантазия готовится к тому, чтобы в качестве рекламной графики найти практическое применение. Поэзия в иллюстрированном издании подчиняется закону монтажа. Все эти продукты направлены на рынок в качестве товара. Но они еще медлят, остановившись на пороге. От этого столетия остались пассажи и интерьеры, выставочные залы и панорамы. Это реликты мира фантазий. Использование элементов фантастических видений при пробуждении — хрестоматийный случай диалектического мышления. Поэтому диалектическое мышление — орган исторического пробуждения. Каждая эпоха не только видит в сновидениях следующую эпоху, в сновидениях она еще стремится к пробуждению. Она несет в себе свое окончание и развивает его — как уже заметах Гегель — хитростью. С потрясением товарного хозяйства мы начинаем понимать монументы буржуазии как руины, хотя они еще не распались" (162).
Москва
- Быт коммунальных квартир описывает как нечеловечески тесный, но мелкобуржуазный — с салфеточками/подушечками. При этом "каждую неделю в бедных комнатах переставляют мебель — это единственная роскошь, которую себе с ними позволяют, и одновременно радикальное средство изгнания из дома "уюта" вместе с меланхолией, которой они оплачиваются. Люди выносят существование в этих квартирах, потому что своим образом жизни они отчуждена от него" (179). "Вещи, не обеспеченные коллективной организацией, требуют непропорциональных затрат сил. По этой причине нет "домашнего уюта" но нет и кафе" (180).
- "При капитализме власть и деньги стали сопоставимыми величинами. Любое количество денег конвертируется в определённое количество власти, так как не стоит больших усилий вычислить продажную стоимость любой власти. Таково общее правило. О коррупции может идти речь только в тех случаях, когда означенное превращение совершается кратчайшим путём Надежно взаимодействуя, печать государственные учреждения и тресты образуют распределительную систему, в пределах которой этот процесс протекает вполне легально" (188). Советская власть разрушила эту зависимость. И принадлежность к партии определят не класс, но касту, без вешних признаков статуса.
- Диагностирует новое национальное сознание русских в связи с победой революции. И выражается в картографии, восхищении размерами России по сравнению Европой.
- Трагедия смерти Ленина для поколения революционных борцов. Личность Ленина настолько ускорила ход вещей, что его образ стал видеться удаленным. "Однако в историческом восприятии — в это его обличие от пространственного — удаление означает не уменьшение, а увеличение" (208).
Новая литература в России
- В отношении способа взаимодействия с новой публикой: "что ей нужно, так это не средства выражения, а информация, не вариации, а повторение, не виртуозные сочинения, а захватывающие сюжеты" (211).
Комментариев нет:
Отправить комментарий