среда, 15 сентября 2021 г.

...Беньямин о Москве...

Беньямин, Вальтер (1892-1940).  Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе / предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко; Немецкий культурный центр имени Гете. — Москва: Медиум, 1996. — 239 с.

Париж — столица девятнадцатого столетия

  • Эмансипация творческой деятельности от искусства — реализация в конструкциях, пассажах, фото, дизайне…  "Бальзак первым заговорил о руинах буржуазии.  Но лишь сюрреализм открыл их панораму.  Развитие производительных сил превратила символы стремлений прошлого столетия в развалины прежде, чем распелись представлявшие их монументы.  Это развитие эмансипировало в девятнадцатом веке творческую деятельность от искусства, подобно тому как в шестнадцатом веке оно освободило науки от философии.  Начало этому положила архитектура как инженерное конструирование.  Затем следует отражение природы с помощью фотографии.  Фантазия готовится к тому, чтобы в качестве рекламной графики найти практическое применение.  Поэзия в иллюстрированном издании подчиняется закону монтажа.  Все эти продукты направлены на рынок в качестве товара.  Но они еще медлят, остановившись на пороге.  От этого столетия остались пассажи и интерьеры, выставочные залы и панорамы.  Это реликты мира фантазий.  Использование элементов фантастических видений при пробуждении — хрестоматийный случай диалектического мышления.  Поэтому диалектическое мышление — орган исторического пробуждения.  Каждая эпоха не только видит в сновидениях следующую эпоху, в сновидениях она еще стремится к пробуждению.  Она несет в себе свое окончание и развивает его — как уже заметах Гегель — хитростью.  С потрясением товарного хозяйства мы начинаем понимать монументы буржуазии как руины, хотя они еще не распались" (162).

Москва

  • Быт коммунальных квартир описывает как нечеловечески тесный, но мелкобуржуазный — с салфеточками/подушечками.  При этом "каждую неделю в бедных комнатах переставляют мебель — это единственная роскошь, которую себе с ними позволяют, и одновременно радикальное средство изгнания из дома "уюта" вместе с меланхолией, которой они оплачиваются.  Люди выносят существование в этих квартирах, потому что своим образом жизни они отчуждена от него" (179).  "Вещи, не обеспеченные коллективной организацией, требуют непропорциональных затрат сил.  По этой причине нет "домашнего уюта"  но нет и кафе" (180).
  • "При капитализме власть и деньги стали сопоставимыми величинами.  Любое количество денег конвертируется в определённое количество власти, так как не стоит больших усилий вычислить продажную стоимость любой власти.  Таково общее правило.  О коррупции может идти речь только в тех случаях, когда означенное превращение совершается кратчайшим путём  Надежно взаимодействуя, печать государственные учреждения и тресты образуют распределительную систему, в пределах которой этот процесс протекает вполне легально" (188).  Советская власть разрушила эту зависимость.  И принадлежность к партии определят не класс, но касту, без вешних признаков статуса.
  • Диагностирует новое национальное сознание русских в связи с победой революции.  И выражается в картографии, восхищении размерами России по сравнению Европой.
  • Трагедия смерти Ленина для поколения революционных борцов.  Личность Ленина настолько ускорила ход вещей, что его образ стал видеться удаленным.  "Однако в историческом восприятии — в это его обличие от пространственного — удаление означает не уменьшение, а увеличение" (208).

Новая литература в России

  • В отношении способа взаимодействия с новой публикой: "что ей нужно, так это не средства выражения, а информация, не вариации, а повторение, не виртуозные сочинения, а захватывающие сюжеты" (211).

Комментариев нет:

Отправить комментарий