суббота, 2 июня 2018 г.

...Бергер о Социологии Знания...


Бергер, Питер Людвиг.  Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания / Питер Бергер, Томас Лукман. — М.: Моск. филос. фонд, 1995. — 322 с.
Проблема Социологии Знания
  • Раскапывая генеалогию социологии знания Шелера, показывают, как были пере-определены марксистские базис и надстройка (реальный факторы и идеальные факторы) — реальные факторы определяют условия, при которых определенные идеальные факторы могут появиться в истории, но не могут влиять на содержание последних; "общество определят наличие (Dasein), но не природу (Sosein) идей" (20).  И дальше про то, что знание дается индивиду обществом a priori, гарантируя смысловой порядок, и этот порядок связан с определенной исторической ситуацией, но кажется индивиду естественным.  Это "относительно-естественное мировоззрение" у Шелера.
  • У основного транслятора социологии знания в англоязычный мир стал Мангейм.  А у него уже общество определяет и содержание знания.
  • Фокус на знание повседневной жизни, в отличие от теоретического знания.  И ссылка на Шютца, напр. "Знание социально распределяется, и механизм его распределения может быть предметом социологической дисциплины.  Однако за небольшими исключениями дисциплина, неправильно названная, подходила к проблеме социального распределения знания лишь под углом идеологического обоснования истины в зависимости последней от социальных и особенно экономических условий, от социального контекста образования или от социальной роли человеческого знания.  Не социологи, а экономисты и философы изучали некоторые из многих других теоретических аспектов этой проблемы" (32).
  • В отношении агрессивного характера интерпретаций разных авторов ссылка на Парсонса: "Главная цель научного исследования — не определять и не излагать все то, что эти авторы говорили или что они думали по поводу предмета, о котором писали.  Не следует относительно каждого положения их "теорий" все время спрашивать, логично ли то, что ни говорили в свете нынешнего социологического и связанного с ним знания…  Это исследование в области социальной теории, а не теорий.  Научный интерес состоит не в том, чтобы обнаружить в работах этих ученых отельные разрозненные утверждения, но единый массив систематической теоретической аргументации" (34).
  • Язык существует наряду с другими знаковыми системами.  Преобладает в силу своего богатства.  Как знаковая система он выходит из ситуации непосредственного взаимодействия и позволяет взаимодействие с явлениями, удаленными во времени и пространстве.  Однако вместе с тем — благодаря тому же свойству выходить за пределы здесь и сейчас язык "соединяет различные зоны реальности повседневной жизни и интегрирует их в единой смысловое целое… Благодаря языку я могу преодолеть разрыв между моей зоной манипуляции и зоной манипуляции другого" (68).  "Проще говоря, с помощью языка весь мир может актуализироваться здесь и сейчас" (69).
Общество как Объективная Реальность
  • Социальный порядок как компенсация биологической нестабильности.  Но социальный порядок не определяется биологическими свойствами.  Его возникновение возникает через формирование институтов.  А "институциализация возникает везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода" (92).

Комментариев нет:

Отправить комментарий