четверг, 16 июня 2016 г.

...Августин о Величии Человека...

Августин Аврелий (еп. Иппонийский; 354-430).  Исповедь / в пер. М. Е. Сергиенко; отв. ред. Н. Н. Казанский. — Санкт-Петербург: Наука, 2013. - 371 с.

Книга Третья 
  • Говорит о театре, как месте страдания, которое доставляет радость — потому что сострадание.  «Страдать никому не хочется, но хочется быть сострадательным» (31).  Сострадание вытекает из дружбы.  Но затем впадает в «поток кипящей смолы, в свирепый водоворот черных страстей, где сам, по собственному выбору, меняется, утрачивает свою небесную ясность, забывает о ней».  Это не отменяет ценности сострадания и печали, но «берегись, однако, скверны, душа моя… берегись скверны» (31).  В театре наслаждался и радостью и страданием, хотя все это было вымыслом.  Теперь же больше жалею человека, «радующегося на позор себе, чем того, кто вообразил, что жестоко страдает, лишившись губительного наслаждения и утратив жалкое счастье».  Сострадание одобряют, но если бы он был по-настоящему милосердным, он бы предпочел, чтобы не было причины его печали (страдания того, кому он сострадает).  «Бывает, следовательно, скорбь, заслуживающая одобрения; нет ни одной, заслуживающей любви» (32).  
  • Относительность божественного закона: «Одним Бог заповедовал одно, другим — другое, в соответствии с условиями времени, но и те и другие служили одной правде…  Значит правда бывает разной и меняется?  нет, но время, которым она управляет, протекает разно: это ведь время» (37). 
Книга Четвертая 

  •  Сомнения у Августина все же остаются.  Вопросы вдруг выливаются потоком (V).  Но одергивает самого себя: «Сейчас время (АР: но время вопросов не отменяется) не спрашивать, а исповедоваться Тебе» (47). 
  • (пропустил все до книги 13)
  • Есть души и души в Боге.  И прийти у Богу — это задача.  В итоге, получается гимн человеку, который прошел путь и достиг Бога.  Бог просто есть и он всегда светит и наставляет.  Но человек распознает этот свет, и это не очевидно, и не чудо (точнее чудо есть всегда, но его умаляют) — это труд и путь.  
  • А вопросы все равно прорываются. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий