Кант, Иммануил. Сочинения в шести томах. Том 6. — М., 1966, 743 с.
Ответ на Вопрос: Что такое Просвещение?
- Добровольное пребывание в состоянии несовершеннолетия. «Положения и формулы — эти механические орудия разумного употребления или, вернее, злоупотребления своими природными дарованиями — представляют собой кандалы постоянного несовершеннолетия» (28). Говорит и о вине «опекунов».
- Революция освобождает от тиранов, но не ведет к просвещению. Для него всего-то и нужна, свобода — «свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом» (29).
- Отличие публичного от частного использования разума. Второе — добродетель чиновников, «чтобы правительство было в состоянии посредством искусственного единодушия направлять их на осуществление общественных целей или по крайней мере удерживать их от уничтожения этих целей» (29). Но если он еще и ученый, то Кант допускает возможность публичного высказывания, уже не ограниченного… с disclamer «не нанося ущерба делам, заниматься которыми ему поручено как пассивному члену» (30). «В этом нет ничего такого, что могло бы мучить его совесть».
- Критерий разграничения частного и публичного — именно в этом: обращение к ограниченной группе остается частным использованием, подчиненным долгу, а неограниченный адресат задает публичное использование разума.
- Проблему противоречия между этой свободой и ограничениями, которые накладывает правовая основа общественного существования у него (зачем свобода и критика, если право есть и действует и все обществе, пусть бы так все и осталось) решает через неизвестное — какие-то «священные права человечества» (32), это было бы преступление против будущих поколений.
- Все это — всего лишь против цензуры… Вплоть до пацанских аргументов, «на слабо» — мол, цензура является доказательством ограниченности авторитета власти.
- В конце какая-то каша славословий подчинению и отсутствию противоречий со свободой духа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий