Риккерт, Генрих. Границы естественнонаучного образования понятий: Логич. введ. в ист. науки / Вступ. ст. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука : С.-Петерб. изд. фирма, 1997. — 532 с.
- Введение о засилии естественно-научного метода и его недостаточности, необходимость исторического анализа. Против как Гегеля, так и Конта (68).
- При этом в истории признает трансцендентное начало, «имманентный натурализм логически не может быть проведен до конца» (72).
- При этом ограничивает задачу — доказательство логической невозможности только естественнонаучных методов + только в зоне образования понятий. Исторический метод дополняет. Предлагает «логическое введение в исторические науки».
- Понятие всегда связано с общением индивидуальных воззрений, которые единственные могут быть определенными — и потому понятие необходимо связано с неопределенностью. Невозможно выводить понятие из представлений — оно слишком неопределенное. Это можно решить, если задавать понятие через поток суждений, «логически совершенное понятие никогда не оказывается единичным представление, но всегда течением представлений» (92).
- Говорит о бесконечном потоке суждений для логически безупречного понятия. Но поскольку у понятия есть цель, то нем не нужно абсолютное понятие, неопределенность снимается до определенного уровня, обусловленного целью.
- Пороком естественнонаучного познания является предположение о познаваемости абсолютных понятий (законов природы), которые невозможно ограничить или обойти, поскольку они присутствуют в самой частной проблеме. Предположение об их познаваемости строится на предположении о существовании конечного понятия, фактического и необусловленного.
- На возражение о том, что никакое понятие, которое есть выражение отношений между вещами, не может избавиться от вещей (т.е. воззрений и представлений), возражает, что вещи относительно мало значимы, чем отношения между ними.
- Понятие как отношение, суждение, а не образ или представление.
- Нет ничего за пределами единичных вещей. Общее «не есть». Но оно «имеет силу», вынуждает нас выражать ее (силу) в суждения о законах природы (127). Отсылает к Канту, для которого вещь уже распалась на сумму отношений. Это механическая картина мира, единственная, которая дает непротиворечивое описание. Но такое упрощение куплено дорогой ценой — оно оперирует одной вещью, материей, но лишь ее количественной стороной. Анализирует стремление физики к этому. Теорию Герца, Освальда.
- Описание / объяснение. Объяснение — принцип естественнонаучного понятия. Столкновение с единичным тут же становится проблемой.
- И возвращается к историческому образованию понятий. Историческое понятие определяется как индивидуальное в противоположность естественнонаучному. Индивидуальное в смысле единственного в своем роде, «действительного» (часть «действительности», которую отличает от «исторического объекта», который относит к категории естественнонаучных понятий). Это действительно приводится в связь с ценностью некоторым хотящим существом. Через ценность индивидуальное суммируется в единственное в своем роде многообразие, которое распадается на существенные и несущественные части — понятия исторической науки (297). Т.е. действительность, которая имеет значение в случае отнесения к некоторой общей ценности. Т.е. редукция безграничной экстенсивности явлений и редукция индивидуальной сложности явления к существенным чертам.
- Но в истории существует общее:
- сам язык (но в отличие от естественных наук, история комбинирует слова, которые суть общее, в индивидуальное);
- общность ценности, которая определяет отбор для понятия;
- индивидуумы в исторической науке взаимосвязаны;
- некоторые понятия выражают общее, но для определенной группы явлений, без универсальных притязаний.
- вопрос о ценностях, этика находится вне зоны естественных наук, это предмет философии и требует индивидуальности человека. И формулирует императив, сугубо индивидуальный: «Ты должен, если Ты хочешь поступать хорошо, Твоей индивидуальностью выполнить в том индивидуальном пункте действительности, в котором Ты находишься, то, что лишь Ты можешь выполнить, так как ни у кого другого в повсюду индивидуальном мире нет как раз той же самой задачи, как у Тебя, и затем Ьы должен устроить всю Твою жизнь так, чтобы она объединялась в телеологическое развитие, которое в своей совокупности может быть рассматриваемо как повторение Твоей никогда не повторяющейся жизненной задачи» (512). И в этой ситуации этические предписания не грозят уничтожить индивидуальность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий