Мандельштам, Надежда Яковлевна (1899-1980). Воспоминания / вступ. ст. Дмитрия Быкова. — Москва: Вагриус, 2006. Т. 1. — 2006. — 444 с. Т. 2. — 2006. — 604 с.
Теория и Практика
- «Причинность и целесообразность — основные категории нашей потребительской философии» (49).
- Тотальное разъединение людей в обществе под влиянием страха. Люди не встречались друг с другом. К стукачам еще присоединялись «вызываемые», которые давали подписки о неразглашении. И они тоже желали сохранения системы, чтобы записи о них навсегда остались тайной.
- Отправка в ссылку = разделение на два. Новая жизнь как ожидание неминуемого конца, все старое перестает существовать. И в этом контексте — вопрос, нужно ли выть, когда избивают. И положительный ответ как подтверждение человеческого. «Молчание — настоящее преступление против рода человеческого» (59).
- Никто не смотрит на пересыльных во время конвоирования, отводят взгляд, изображают отсутствие. А раньше милостыню подавали.
- О трагической судьбе первых слушателей стихов Мандельштама, которых объединяла только любовь к стихам — «это чувство требует той степени интеллигентности, которая обрекает у нас людей на гибель или в лучшем случае на ссылку. Жить разрешалось только переводчикам» (91).
- Рассказывает о следователе Мандельштама, Христофорыче. Тот называл написание стихов акцией, а сами стихи документами (102).
- Обвинения в страхе со стороны какого-то Павленко. «А тот страх, который сопровождает сочинение стихов, ничего общего со страхом переж тайной полицией не имеет. Когда появляется примитивный страх перед насилием, уничтожением и террором, исчезает другой таинственный страх — перед самим бытием. Об этом часто говорил О.М.: с революцией, у нас на глазах пролившей потоки крови, тот страх исчез» (105).
- Написание стихов — работа — это «припоминание того, что еще никогда не было сказано… еще не осуществленного», «здесь есть та сосредоточенность, с которой мы ищем забытое, и оно внезапно вспыхивает в сознании» (214). Аналогия с проявкой фотографии (АР: проявка уже всегда появление того, что там уже есть).
- критика экспертного знания «редакторов». Им нравится знакомое. «Больше всего им милы переводы с их блеском готовых изделий» (229) (АР: в жопу переводчиков).
- История про Колю Тихонова (272), который взялся за выявление чуждых элементов в литературе с лозунгом «Как на фронте» — иллюстрация того, что политика есть продолжение войны.
- Идея не причины, а преемственности (287). История против прогресса. Отсюда отсутствие чувства конца. «Убеждение, что культу преемственна, как благодать, и что без нее вообще нет истории» — и отсюда связь с Средиземноморьем.
- Ближе к концу признается в том, что ждет победы гуманизма… (373) (АР: за гуманизм и мужа, и поэзию не жаль отдать. это не оптимизм, милочка. это убийство. надеюсь, что я просто невнимательно читал уже в этот момент и на самом деле, у нее как-то все получше. это не воспоминания, это вранье про воспоминания)
Комментариев нет:
Отправить комментарий