вторник, 10 мая 2016 г.

...Андерсон о Формировании Национализма...

Андерсон, Бенедикт.  Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В.Г. Николаева. — М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2001. — 286 с.
Введение
  • Все сообщества после деревень — «воображаемые», поэтому критика национализма за отсутствие такого явления как нация бьет мимо цели.  «Сообщества следует различать не по их ложности/подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются» (31).  
Культурные Корни 
  • Религиозные и династические корни появления национализма и нации.  В частности, изменение представления о времени и одновременности в Средневековье и в Новое Время — современная одновременность поперечна потоку времени, отмечена не предзнаменованием события и его исполнением, а совпадением во времени, измеряется с помощью часов и календаря», средневековая картина мира предполагала совпадение прошлого, настоящего и будущего, выражение «тем временем» бессмысленно (47). 
  • Итак, прежняя культурная схема включала три основных элемента: 
    • представление о том, что особая система знаков, язык обладают истиной, потому что не отделима от этой истины — это формировало религиозные миры; 
    • общество естественно организуется иерархически и центростремительно; 
    • представление о темпоральности, где космология и история были неразличимы, а исток мира и людей — один.  
  • Эти элементы укореняли человеческую жизнь в самой природе вещей, придавая определенный смысл повседневным фатальностям существования (смерти и пр.) и предлагая избавление от них. Разрушение этих представлений (открытия, коммуникации, экономика) происходил одновременно с подъемом нации — «новый способ, с помощью которого можно было бы осмысленно связать воедино братство, власть и время».  
Истоки Национального Сознания 
  • Сообщества «горизонтально-секулярного, поперечно-временного» типа.  Само по себе не объясняет появление нации. 
  • Называет книгопечатание как одну из первых капиталистических индустрий — которому стало недостаточно рынка латинского языка и оно стала развивать дистрибуцию на национальных языках.  + Лютер как автор первых бестселлеров.  «коалиция протестантизма и печатаного капитализма» (63).  Формирование новых читателей (купцы и женщины) и мобилизация их на политические цели.  Это потрясло Церковь.  И это же привело к формированию первых в Европе нединастических, негородских государств — в Голландской республике и в пуританском Содружестве (63).  + Национальный язык (административный родной язык) монархи могли сделать своим и только своим — в отличие от латыни. 
  • Но языковые процессы не демонстрировали какие-то специальные национальные импульсы, происходили не равномерно и носили прагматический характер.  Скорее разрушали христианский мир. 
  • «Что в позитивном смысле сделало эти новые сообщества вообразимыми, так это наполовину случайное, но вместе с тем взрывное взаимодействие между системой производства и производственных отношений (капитализмом), технологией коммуникаций (печатью) и фатальностью человеческой языковой разнородности» (66). 
  • И важно, что это печатные языки — через формирование поля воображаемого сообщества.  + через устойчивость языка, что создавало образ древности.  
  • «соединение капитализма и техники книгопечатания в точке фатальной разнородности человеческого языка сделало возможной новую форму воображаемого сообщества, базисная морфология которого подготовила почву для современной нации» (69).  
Креольские Пионеры
  • Связь конструирования воображения с перемещениями.  Пример паломничеств. 
  • Фактор печати в Северной Америке — газеты как доступ к коммуникациям.  
  • На национальное движение в Америке повлияла экономика, но также и Просвещение и либерализм.  Но сами по себе он не создавали «рамку нового сознания», т.е. едва заметную периферию.  Эту роль выполнили креольские функционеры (их движение и принципиальное отсутствие дома, куда возвращаются, разрушали централизующую функцию метрополии, а их горизонт ограничивался их колониями) и провинциальные креольские печатники. 
Старые Языки, Новые Модели 
  • Формирование письменных языков в Европе.  И сочетание с национальной музыкой (97).  «Филологическая революция» (99).  
  • Объединяли они буржуазию.  Как читающий класс и как класс, который не нуждался в родственных связях для того, чтобы вообразить друг друга. 
  • Печать делала идею национализма доступной для пиратства.  
Официальный Национализм и Империализм 
  • Со ссылкой на Сетон-Уотсона, Nations and States, говорит, что революция 1905 года была социальной в той же мере, что и национальной — нерусских против русификации, которая хоть и вытекала из теории «Самодержавие, Православие и Народность» Уварова, по-настоящему стала влиять на политику при Александре III (1881-1894), стала «династической политикой» (110).  
  • На примере России и Англии показывает несовместимость империи и нации (115). 
  • И заражающий характер этой модели формирования нации в государствах, у которых не было имперских амбиций (121). 
  • Официальный национализм стал возможен только после языкового национализма — и был реакцией на властвующих групп (в т.ч., династий) на угрозу исключения из массовых воображаемых сообществ или внутренняя маргинализация внутри этих сообществ (они были всего лишь одними из этих наций).  Они были реакционной политикой, опирающейся на прогрессивные модели спонтанного формирования наций.  И часто сопровождали имперские амбиции. 
Последняя Волна 
  • Формирование национальных государств.  В т.ч., колониальное освободительное движения.  Сходство с формированием локальной национальной элиты в креольских странах.  Национальное государство т.о. формируется не только благодаря преемственности персонала, но и благодаря переплетению путешествий (сравнение с ролью паломничества в формировании границ).  
  • Роль локальной интеллигенции.  Важность того, что она позиционировала себя как молодую (140). 
Ангел Истории 
  • Связка революция и национализм (178).  Революционное руководство наследует националистическую идею — по модели легитимации молодой буржуазии через аристократию.  
  • На примере войны между «социалистическими» Китаем, Вьетнамом и Камбоджей.  
Перепись, Карта, Музей
  • Это про механизмы национальной идентичности.  Часто на пересечении спонтанного формирования нации и официального национализма.  
Память и Забвение 

  • Появление географических наименований с указанием «новый».  Это не уникально для нашего времен — но в древности это обозначение указывало на преемственность со «старым», диахроническую связь.  Сейчас они существуют синхронно — это могло возникнуть лишь тогда «когда у достаточно больших групп людей сформировалась способность к восприятию себя как групп, живущих параллельной жизнью с другими достаточно большими группами людей — и пусть даже никогда с ними не встречавшихся, но наверняка движущихся по общей с ними траектории» (205). 
  • Это значит Старое и Новое время (208). 
  • И нарративная природу нации совмещает с такой же природой индивидуальной личности (221). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий