пятница, 13 мая 2016 г.

Формирование общественных отношений у приматов у Тих

Тих, Нина Александровна.  Предыстория общества / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 311 с.


Введение 

  • Культура возникает из такого явления в обезьяньем стаде как «груминг» — мнение Р. Иеркс.  Это явление универсально для всех приматов. 
  • Важный вопрос — происхождение семьи.  Многие называют ее единственным социальным институтом, который человек заимствовал от приматов.  Все это связано с попыткой биологического объяснения социальных отношений, в которой главным фактором выступает регулирование сексуальных отношений.  Вплоть до того, что у некоторых социология становится частью биологии. 
  • Это не по-марксистски.  Для автора семейные отношения определяют исторический процесс, а не наоборот, формы семьи диктуются общественно-историческими условиями (и потому возникает вместе с частной собственностью).  
  • Оспаривает связь общественного отношения и иерархии с насилием, тем более с сексуальным влечением.  В частности, среди сил еще называет материнство, иерархия связана и с протекцией, а еще «индивидуальное тяготение обезьян друг к другу на основе взаимопомощи (взаимного обогревания, очищения, игры)» (13).  
  • Общая схема общественных отношений у разных видов приматов.  
  • Проблематичность термина «семья» в отношении приматов.  «Никакой семьи у животных нет вследствие отсутствия экономического базиса в их сообществах» (17).  Можно говорить о «материнской семье», основанной на отношениях матери и ребенка.  Но это мало еще изучено. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий