Тих, Нина Александровна. Предыстория общества / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 311 с.
Введение
- Культура возникает из такого явления в обезьяньем стаде как «груминг» — мнение Р. Иеркс. Это явление универсально для всех приматов.
- Важный вопрос — происхождение семьи. Многие называют ее единственным социальным институтом, который человек заимствовал от приматов. Все это связано с попыткой биологического объяснения социальных отношений, в которой главным фактором выступает регулирование сексуальных отношений. Вплоть до того, что у некоторых социология становится частью биологии.
- Это не по-марксистски. Для автора семейные отношения определяют исторический процесс, а не наоборот, формы семьи диктуются общественно-историческими условиями (и потому возникает вместе с частной собственностью).
- Оспаривает связь общественного отношения и иерархии с насилием, тем более с сексуальным влечением. В частности, среди сил еще называет материнство, иерархия связана и с протекцией, а еще «индивидуальное тяготение обезьян друг к другу на основе взаимопомощи (взаимного обогревания, очищения, игры)» (13).
- Общая схема общественных отношений у разных видов приматов.
- Проблематичность термина «семья» в отношении приматов. «Никакой семьи у животных нет вследствие отсутствия экономического базиса в их сообществах» (17). Можно говорить о «материнской семье», основанной на отношениях матери и ребенка. Но это мало еще изучено.
Комментариев нет:
Отправить комментарий