среда, 20 сентября 2023 г.

...Хабермас хочет Метафизики...

Хабермас, Юрген (1929-).  Моральное сознание и коммуникативное действие: перевод с немецкого / под ред. Д. В. Скляднева. — Изд. 2-е, стер. — Санкт-Петербург: Наука, 2006. — 377 с.

1. Философия как "местоблюститель" и "интерпретатор"

  • Проблематичность трансцендентального обоснования познания (Канта и Гегеля).  У обоих находит самокритику и дает классификацию критических подходов.
  • Но наступает принципиальный перелом.в прагматической или герменевтической философии "место одиноко стоящего субъекта, который направляется к предметам и в рефлексии делает предметом самого себя, заступает не только идея познания, опосредованного языковым выражением и отнесённого с действием, но совокупная взаимосвязь повседневной практики и повседневных коммуникаций, в которую встроены интерсубъективные в своих истоках и в то же время достигаемые в сотрудничестве познавательные результаты.  Тематизируется ли эта взаимосвязь как форма жизни или жизненный мир, как практика или опосредованное языком межличностное общение, как языковая игра или диалог, как культурный фон, традиция или история деяний, решающим является то обстоятельство, что все эти основанные на здравом смысле понятия приобретают теперь тот ранг, который до сих пор был характерен для фундаментальных понятий эпистемологии, хотя они, разумеется, и недолжным выполнять те же функции, чтои последние" (19).  АП: Есть в практике здравый смысл. И автор не ошибается в плебейском характере этого познания. Но ханжество автора идет впереди его любопытства. Нам любопытство дороже.
  • Вскоре решение проблемы для автора определяется бесконечной сетью предпосылок, которая не может быть "в силе ее одновременно и целостного, и частного характера, нельзя извлечь путем анализа, нацеливающегося на всеобщее" (20).  АП: Нам неведомо это притязание, не в нашей чувственности. "Ориентация на результаты работы сознания сменяется ориентацией на объективации осуществляемые в действиях и языке".  АП: Действие еще ничего не объективировало, кроме человеческих комплексов и страхов. мы не видали осуществление понятия.
  • Критиков универсальных притязаний философии характеризует как сторонников разделения труда — мол философия должна знать свое место.  И все теории, которые смешивают нормальнее и ненормальное (ссылается на ПА и марксизм) вызывают у них подозрения как псевдотеории.  Однако, эти примеры автор оценивает именно как типичные — "они вполне удачно характеризуют тот тип теории, на котором основываются новые исследовательские традиции" (26).  Это теоретики-первопроходцы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий