среда, 26 июля 2023 г.

...Проблема Синтеза в Формировании Научного знания...

Мамчур Е.А.  Регулятивные принципы построения теорий // Синтез научного знания. М., 1973

Регулятивные принципы построения теории

  • "Понятие синтеза в методологи научного познания не имеет жестко фиксированного семантического смысла" (355).  Обычно — синоним объединения.  Но со времен Канта — еще расширение знания.  Именно исходя из этого второго понимания проблема синтеза — это проблема "изучения механикам того познавательного акта, который приводит к появлению нового теоретического знания, вопрос о том, как образуются принципы теоретических систем".
  • И появление нового знания — заслуга эмпиризма.  В отличие от рационалистической силлогистики, которая сводится к доказательству уже известного, выведению того, что содержится в посылке.  Эмпиризм ставит вопрос, как открыть общую посылку.  При этом эмпиризм не отвечает на вопрос, что в теоретической знании, выведенном из эмпирических фактов, является источником всеобщности и необходимости теоретического знания.
  • Как правило, эта обязательность сводится к таким категориям как воображение, интуиция.  В современном выражении классическая проблема синтеза сводится к вопросу о том, какими факторами детерминирована "свобода" конструирования теоретических систем.  И "бесспорно", что она в первую очередь определяется практикой эксперимента и наблюдения.  Критикуя узкое понимание практики, указывает, что "теоретическое знание имеет свое происхождение в опыте, но опыт следует понимать более широко, нежели наличный набор экспериментальных данных" (356).
  • С опытом теоретическое знание связывают следующие принципы синтеза: наблюдаемости и фальсифицируемости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий