Монтескье, Шарль Луи де (1689-1755). О духе законов / Сост., пер. и коммент. примеч. авт. А. В. Матешук. — Москва: Мысль, 1999. — 672 с.
- Предполагает право государства на превентивную агрессию — по органической аналогии с самообороной в случае индивида, но в отличие от человека, неограниченную только последующим ответом, но предполагающую возможность предотвратить войну превентивным ударом. Из этой логики делает вывод, что "небольшие общества чаще, чем крупные, имеют право прибегать к войне, так как им чаще приходится опасаться за свое существование" (123). В остальном война — тоже зван международного права. "Поэтому право войны вытекает из необходимости и строгой справедливости".
- Книжка написана, исходя из того, что демократическое управление нуждается в качестве предпосылки в "политической добродетели", стремлении каждого члена к справедливости и общему благоденствию.
- Оказался расист. "Невозможно допустить, чтобы эти существа были людьми… Недальновидные умы слишком преувеличивают несправедливость, причиняемую африканцам; ведь если бы она была действительно так велика, то неужели ни одному из государей Европы, которые заключают между собой столько бесполезных соглашений, не пришло бы в голову заключить одно общее соглашение во имя милосердия и сострадания?" (213).
- И в качестве "истинной и разумной причины рабства" рассказывает о низкой цене свободы: "в этих государствах свободные люди, слишком бессильные перед правительством, домогаются стать рабами тех, кто имеет тираническую власть над правительством" (213). Другая причина — жаркий климат, который истощает тело и приводит к тому, что работают только из принуждения. И наконец пишет о бесполезности рабства "у нас".
- Вопрос о влиянии законов на изменение нравов рассматривает с точки зрения международного права — различие установлений дает основание искать выгоду в другом месте, к торговле, что ведет к циркуляции информации, и т.о. смягчению нравов. Торговля у него важная категория, видимо потому что это предмет регулирования и законодательства, а также источник изменения закона. Вексель, банки — равные игроки в государственном строительстве. И государство — гарант оборота, "необходимо, чтобы дела шли совким чередом: государство погибает, если в нем все бездействует" (354).
- И жизнь человека регулируется: естественным правом — божественным правом — церковным (каноническим) правом — международным — "общим государственном правом" (видимо, какие-то принципы, общие для разных государств) — частным государственным правом — правом завоевания — правом гражданина на самозащиту — семейным правом. Следовательно, "высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не вносить беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми" (407). АП: Ад бесконечного регулирования автор оценивает самым адекватным образом — а именно исходя из принципа минимума регулирования. Все эти нормы есть, никуда не деться — не важно, что некоторые из них нам кажутся проблематичным, как право на войну — их нужно применять и разводить с умом, по-минимуму.
- Аргументация часто заменена приведением примеров. Вообще, книга дилетантская.
Комментариев нет:
Отправить комментарий