четверг, 5 декабря 2019 г.

...Банальность Науки и Счастье Солнечных Часов у Метерлинка...


Метерлинк, Морис (1862-1949.). Разум цветов: Жизнь пчел / Предисл. Х. Л. Борхеса. — СПб.: Амфора, 1999. — 504 с.
Разум Цветов
  • Рассказывая о романтическом соединении особей ценой жизни у валлиснерии, показывает, что бывают у супер-плана сбои и мужской гибнущий индивид делает это не вовремя.  "Здесь мы еще раз констатируем, что гений принадлежит виду, всеобщей жизни или природе, и что отдельная особь почти лишена разума.  У одного только человека наблюдается соревнование между разумом вида и особи, стремление все более и более резкое и активное к какому-то равновесию, которое является великой тайной нашего будущего" (26).
  • "Без рисунков трудно объяснить необыкновенный по сложности механизм орхидеи" (51).
Мера Часов
  • Прелесть солнечных часов в Провансе и Толедо.  И один из примеров — открыл в окрестностях Венеции Гацлит, английский критик: "Horas non numero nisi serenas" (я считаю только счастливые часы).  "Какое странное чувство, убивающее заботу!  Все тени исчезают на циферблате, чуть только скрывается солнце, и время становится огромной пустотой (АР: наслаждение отсутствием времени осталось в прошлом, нынешний остановившийся будильник страшит пуще опоздания. солнечные часы, конечно, гуманнее, посколько пустота неизбежна — будильник смастерили, чтобы он шел без сбоев).  Движения его отмечаются только в радости, все же, что чуждо счастью, падает в забвение.  Прекрасное слово, поучающее нас измерять часы только из благодеяниями, придавать значение только улыбкам, пренебрегать жестокостью судьбы, строить наше существование из мгновений блестящих и благословенных, обращаясь всегда к освещенной стороне вещей и представляя всему остальному скользить мимо нашего забывчивого и невнимательного воображения" (99).
Тревожность нашей Морали
  • Уровни моральности (важно в ситуации отмирания религии) включают: благоразумие, здравый смысл и собственно абстрактную мораль.  Критика здравого смысла.  "Невероятное развитие, которого достигли в практике нашей жизни известные механические и научные законы, заставляют нас уделять здравому смыслу первенствующую роль (АР: наука и экспериментальная, т.е. наблюдаемая глазом, основа науки является главным промоутером здравого смысла.  и эта же связка, демонстрируя власть науки, демонстрирует его слабость, поскольку на самом деле она не дает знания за пределами обыденного здравого смысла, никаких инсайтов. вот и оставим ее для бытового использования), право на которую еще должно быть доказано" (110).  При этом "законы нашего благоразумия суть плоды ничтожного опыта в сравнении с тем, чего мы не знаем".

Комментариев нет:

Отправить комментарий