Метерлинк, Морис (1862-1949.). Разум цветов: Жизнь пчел / Предисл. Х. Л. Борхеса. — СПб.: Амфора, 1999. — 504 с.
- Рассказывая о романтическом соединении особей ценой жизни у валлиснерии, показывает, что бывают у супер-плана сбои и мужской гибнущий индивид делает это не вовремя. "Здесь мы еще раз констатируем, что гений принадлежит виду, всеобщей жизни или природе, и что отдельная особь почти лишена разума. У одного только человека наблюдается соревнование между разумом вида и особи, стремление все более и более резкое и активное к какому-то равновесию, которое является великой тайной нашего будущего" (26).
- "Без рисунков трудно объяснить необыкновенный по сложности механизм орхидеи" (51).
Мера Часов
- Прелесть солнечных часов в Провансе и Толедо. И один из примеров — открыл в окрестностях Венеции Гацлит, английский критик: "Horas non numero nisi serenas" (я считаю только счастливые часы). "Какое странное чувство, убивающее заботу! Все тени исчезают на циферблате, чуть только скрывается солнце, и время становится огромной пустотой (АР: наслаждение отсутствием времени осталось в прошлом, нынешний остановившийся будильник страшит пуще опоздания. солнечные часы, конечно, гуманнее, посколько пустота неизбежна — будильник смастерили, чтобы он шел без сбоев). Движения его отмечаются только в радости, все же, что чуждо счастью, падает в забвение. Прекрасное слово, поучающее нас измерять часы только из благодеяниями, придавать значение только улыбкам, пренебрегать жестокостью судьбы, строить наше существование из мгновений блестящих и благословенных, обращаясь всегда к освещенной стороне вещей и представляя всему остальному скользить мимо нашего забывчивого и невнимательного воображения" (99).
Тревожность нашей Морали
- Уровни моральности (важно в ситуации отмирания религии) включают: благоразумие, здравый смысл и собственно абстрактную мораль. Критика здравого смысла. "Невероятное развитие, которого достигли в практике нашей жизни известные механические и научные законы, заставляют нас уделять здравому смыслу первенствующую роль (АР: наука и экспериментальная, т.е. наблюдаемая глазом, основа науки является главным промоутером здравого смысла. и эта же связка, демонстрируя власть науки, демонстрирует его слабость, поскольку на самом деле она не дает знания за пределами обыденного здравого смысла, никаких инсайтов. вот и оставим ее для бытового использования), право на которую еще должно быть доказано" (110). При этом "законы нашего благоразумия суть плоды ничтожного опыта в сравнении с тем, чего мы не знаем".
Комментариев нет:
Отправить комментарий