Тейлор, Эдуард Бернетт (1832-1917). Первобытная культура: [Пер. с англ.] / Предисл. и примеч. А. И. Першица. - Москва: Политиздат, 1989. - 572 с.
- Отказывается («представляется желательным устранить») от различия рас - «считать человечество однородным по природе, хотя и находящихся на различных ступенях культуры» (4), сходство орудий, мифов, обычаев оттеняет различие строения и цвета.
- Аналогия между классификацией естественной природы и культур. Обосновывает аналогию единством причин, которые действовали на то и другое в одной области (5).
- Образец текста о культуре при зарождении культурологи. Прогрессист, ПСС, непрерывность движения культуры, принцип тождества… Великая задача «рациональной этнографии» (12) - исследование причин, породивших явления культуры, и законов, которым эти явления подчинены. Для чего прежде изучения нужно разработать модель культурного развития.
- Различие в культурном уровне в рамках одной расы объясняет иноземным влиянием - «культура есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само» (31). И является следствием развития этой части культуры, а не упадка остальной. А из отсутствия «диких отпрысков» из арийской или семитической расы делает вывод о том, что вырождение до уровня дикого состояния не может произойти из высокого уровня культуры.
- Магия как пережиток (64), «искренняя, ноошибочная система воззрений» (79).
- При описании анимизма в мифологии - пишет, что поэзия приучает нас к тому же (210).
- Основная тема - анимизм («глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которые служат воплощением сущности спиритуалистической философии в противоположность материалистической», 264) как основа религиозности. Посылка о минимуме религии.
- При этом религии дикарей лишены нравственного элемента в качестве естественного организующего начала (472). Нравственность находится в зоне предания и общественного мнения и независимы от анимистических верований.
Комментариев нет:
Отправить комментарий