Болдырев, Иван Алексеевич. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. - Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. - 294 с.
Относительно отсутствия систематики в мыслях - "Мысли в системе - как оловянные солдатики, их, конечно, можно расставлять как угодно, но царства с ними не завоюешь. Наша философия всегда была подведена на грамматическом гвозде или на систематике престарелых, взыскующих спокойной жизни господ; наука - это жизнь, из которой извлекается корень, искусство - потенцированная, возведенная в степень жизнь, а философия? Кровь наша должна стать как река, плоть - как земля, кости - как скалы, мозг - как облака, глаз - как солнце" (21).
Утопия как действие - не как законченный образ будущего, а как его строительство и критика существующего. "Метафизика должна быть направлена на ожидание утопии, а не на ее содержание, и здесь решающую роль играет искусство. Искусство как "смещенное провидческое дарование..." (25).
Анекдот про хасидского еврея. У Беньямина интерпретации как искривляется время в восприятие персонажей Кафки, "как стряхивают они с себя груз прошлого и обязательства перед будущим". У Блоха - подлунное вторжение подлинного настоящего.
Bilder des déjà vu. Погружённое в посредственное созерцание этого разрыва темпоральности - "обитает надежда, предчувствуется победа над смертью (ссылка на Levinas, Sur la mort dans la pensée de Ernst Bloch), а у раннего Блоха - конец мира" (33).
Концепция неодновременности - как место зазора в общественных отношениях (аналогия с инородностью у Батя). Которые заполняет "энергия массовых мифов", в том числе и фашистских. Их нельзя возвысить до одновременной, прогрессивной культуры, они принципиально инородны. Их рекрутирует капитализм, чтобы задушить ростки подлинных противоречий, имманентных этой формации. АР - Похоже на воспитание в тюрьме. Но если следовать этой логике неодновременных адское большинство. Их 99 процентов.
Эти противоречия существуют одновременно с имманентными капитализма объективными противоречиями. Отсюда проект марксизма, сохраняя щегол фантазию, миф, стихийную энергию воображения, дионисийское начало (что противоречит его же критике замкнутости в природной необходимости, мифологическом сознании, поскольку сам Блох зависит от этого сознания).
Связь с Лукачем исследует на материале Метафизики трагедии Лукача - и ответ Блоха в Духе утопии. Противопоставление трагедии как пути тождества самости в момент напряжения и мессианизма как отказ от себя и растворения в Абсолюте. А также о соотношении трагического и истории. Еще между ними про теорию драмы, про тотальность. И еще через Фауста и Феноменологию духа - концепцию негативности и мгновения.
С Беньямином - про разрывы линейности в истории, политике, эстетике. Про коллективные аффекты. И про мессианизм, его антиномии и их разрешение.
Критика утопии Блоха - банальность ее. Тотализация и инструментализация утопического. Отличная рекомендация для чтения: "Изобилующее тропами мышление Блоха оказывается разросшейся во все стороны света аллегорезой, неизбежной для философа утопии, обосновывающего необходимость и политический смысл аллегорий и символов как в своих полу художественных и эссеистических текстах, так и в эстетических работах" (25). Не говоря уже о самой структуре предложения.
Утопия природы, природа как эстетический феномен.
Метафизика мгновения (27). "Опыт мгновения, согласно его текстам, есть прежде всего опыт отсутствия всякого опыта, поскольку суть мгновения - в его темноте, оно мимолетно и не переживается нами непосредственно. Темнота мгновения, по Блоху, - это характеристика изначальной экзистенциальной ситуации человека, то есть категория антропологическая, а не только гносеологическая, и суть ее - в непроявленности существенных свойств человека как для него самого, так и для окружающих. При этом совмещает это темное нераскрытое мгновение с мгновением-событием, выпадением из времени в вечность. АР - вот просто совмещает и нормал. "Такому разрывному характеру события соответствует индивидуация предметов (ведь опыт предметен). Темнота мгновения постигаемая в обычно незаметной - потому что предельно к нам близкой - предметности: "Последнее потусторонее есть ближайшее наше посюстороннее, наиболее имманентное" (29). И мгновение трестируется "чувством удивления преходящестью момента" (30).
Влияние на Диалектику просвещения Адорно, Культуру и социализм Манна. Экзистенциализм, внимание к повседневности позволяет сопоставить с Хайдеггером (55).
Относительно отсутствия систематики в мыслях - "Мысли в системе - как оловянные солдатики, их, конечно, можно расставлять как угодно, но царства с ними не завоюешь. Наша философия всегда была подведена на грамматическом гвозде или на систематике престарелых, взыскующих спокойной жизни господ; наука - это жизнь, из которой извлекается корень, искусство - потенцированная, возведенная в степень жизнь, а философия? Кровь наша должна стать как река, плоть - как земля, кости - как скалы, мозг - как облака, глаз - как солнце" (21).
Утопия как действие - не как законченный образ будущего, а как его строительство и критика существующего. "Метафизика должна быть направлена на ожидание утопии, а не на ее содержание, и здесь решающую роль играет искусство. Искусство как "смещенное провидческое дарование..." (25).
Анекдот про хасидского еврея. У Беньямина интерпретации как искривляется время в восприятие персонажей Кафки, "как стряхивают они с себя груз прошлого и обязательства перед будущим". У Блоха - подлунное вторжение подлинного настоящего.
Bilder des déjà vu. Погружённое в посредственное созерцание этого разрыва темпоральности - "обитает надежда, предчувствуется победа над смертью (ссылка на Levinas, Sur la mort dans la pensée de Ernst Bloch), а у раннего Блоха - конец мира" (33).
Концепция неодновременности - как место зазора в общественных отношениях (аналогия с инородностью у Батя). Которые заполняет "энергия массовых мифов", в том числе и фашистских. Их нельзя возвысить до одновременной, прогрессивной культуры, они принципиально инородны. Их рекрутирует капитализм, чтобы задушить ростки подлинных противоречий, имманентных этой формации. АР - Похоже на воспитание в тюрьме. Но если следовать этой логике неодновременных адское большинство. Их 99 процентов.
Эти противоречия существуют одновременно с имманентными капитализма объективными противоречиями. Отсюда проект марксизма, сохраняя щегол фантазию, миф, стихийную энергию воображения, дионисийское начало (что противоречит его же критике замкнутости в природной необходимости, мифологическом сознании, поскольку сам Блох зависит от этого сознания).
Связь с Лукачем исследует на материале Метафизики трагедии Лукача - и ответ Блоха в Духе утопии. Противопоставление трагедии как пути тождества самости в момент напряжения и мессианизма как отказ от себя и растворения в Абсолюте. А также о соотношении трагического и истории. Еще между ними про теорию драмы, про тотальность. И еще через Фауста и Феноменологию духа - концепцию негативности и мгновения.
С Беньямином - про разрывы линейности в истории, политике, эстетике. Про коллективные аффекты. И про мессианизм, его антиномии и их разрешение.
Критика утопии Блоха - банальность ее. Тотализация и инструментализация утопического. Отличная рекомендация для чтения: "Изобилующее тропами мышление Блоха оказывается разросшейся во все стороны света аллегорезой, неизбежной для философа утопии, обосновывающего необходимость и политический смысл аллегорий и символов как в своих полу художественных и эссеистических текстах, так и в эстетических работах" (25). Не говоря уже о самой структуре предложения.
Утопия природы, природа как эстетический феномен.
Метафизика мгновения (27). "Опыт мгновения, согласно его текстам, есть прежде всего опыт отсутствия всякого опыта, поскольку суть мгновения - в его темноте, оно мимолетно и не переживается нами непосредственно. Темнота мгновения, по Блоху, - это характеристика изначальной экзистенциальной ситуации человека, то есть категория антропологическая, а не только гносеологическая, и суть ее - в непроявленности существенных свойств человека как для него самого, так и для окружающих. При этом совмещает это темное нераскрытое мгновение с мгновением-событием, выпадением из времени в вечность. АР - вот просто совмещает и нормал. "Такому разрывному характеру события соответствует индивидуация предметов (ведь опыт предметен). Темнота мгновения постигаемая в обычно незаметной - потому что предельно к нам близкой - предметности: "Последнее потусторонее есть ближайшее наше посюстороннее, наиболее имманентное" (29). И мгновение трестируется "чувством удивления преходящестью момента" (30).
Влияние на Диалектику просвещения Адорно, Культуру и социализм Манна. Экзистенциализм, внимание к повседневности позволяет сопоставить с Хайдеггером (55).
Комментариев нет:
Отправить комментарий