Буркхардт, Якоб. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт. - М.: ИНТРАДА, 1996.
Тирания
Развитие гуманизма / индивидуализма
Тирания
- Различие между властью тиранов и имперской властью.
- Признание бастардов. Вплоть до незаконнокровного престолонаследия (часто в форме регентства при несовершеннолетнем наследнике). И вывод - «в Италии в это время личность и талант, а также целесообразность и рассчитанность действий играют большую роль, чем закон и обычай на всем остальном Западе» (26). Отношение начало меняться с XVI в. под влиянием иностранцев и враждебности Реформации.
- Фигура кондотьера - наемника, который был опасен, ему не доверяли, но и - зависим от нанимающего - вплоть до обязанности депонировать у него свой капитал. Странное положение, когда наемникам «слишком много нужно было… добрых чувств, чтобы не стать решительными мятежниками и не мстить в свою очередь» (28). Что-то не складывается в этом описании.
- Странное обстоятельство, которое мелькает посреди безумия итальянских правителей - аккуратность в денежных делах и аккуратное налогообложение.
Развитие гуманизма / индивидуализма
- Леон Батиста Алберти. Странный персонаж, о котором, в основном, известные его физические достижения (монету куда-то там в соборе забрасывал). А еще в 24 года «у него стала ослабевать память» - это что за болезнь такая? - и это заставило его перейти от изучения права к физике и математике (где не важно запоминание, а важно понимание). Изобрел камеру обскура для наблюдения за звездами.
- Основное восхищение - разнообразие занятий.
- Гуманизм остановил развитие национальной культуры (195). Препятствовал, по крайней мере.
- Университеты - XIII-XIV века. Болонья тратила половину доходов на университет. Большинство профессоров вели странствующий образ жизни, поскольку их нанимали на срок - сравнение с актерами (201). + свободная форма преподавания + недостаток книг.
- «Падение гуманизма» (253) в XVI в. объясняет тремя обвинениями - гордыня / распущенность / неверие (влияние контрреформации). Про распущенность при этом ничего не говорил. Объясняет проявление этих обвинений в том числе отсутствием солидарности между гуманистами. Сопоставление с софистами.
- Валериано, О несчастной судьбе писателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий