пятница, 5 июля 2013 г.

Играющий Витгенштейн

"Витгенштейн развертывает свои загадки как игру (есть такая тема: загадка как стиль древнегреческой мысли). Немецкое das Speil шире русского "игра", включает например то, что по-русски называется «свободный ход», и еще значение «система сложных движений». Играя, человек должен развернуть из себя в науке, в поэзии, в музыке такую тонкость, такую сложность, чтобы отвечать полноте мира, его софии; любого совершенства игры при этом окажется мало. Опять же, как с загадками и задачками, так и с играми Витгенштейна можно вспомнить древнегреческую мысль, конечно эон дитя играющее Гераклита. Витгенштейн и дети, его шестилетнее преподавание в школе, — еще тема. Дети постоянно играют. Детская игра еще не изучена иначе как с точки зрения большинства (огромного) взрослых, а не тех единиц как Витгенштейн, которые умели, благодаря невероятному упрямству, остаться навсегда детьми: т.е. детская игра изучена как отклонение от «серьезного», не изучена как судьба и существо человека. Откуда дети умеют играть? Или спросим: умеют ли они не играть? «Ребенок» и «играет» идут вместе, гераклитовское «дитя играющее» по-гречески παῖς παίζων, греческий язык и понимает игру как дело или состояние ребенка, нам до этого еще надо подниматься". (из курса "Витгенштейн", 1-я лекция, 6.9.1994)

Комментариев нет:

Отправить комментарий