суббота, 4 марта 2023 г.

...Жертвоприношение как Становление Богом у Мосса...

 Мосс, Марсель (1872-1950.). Социальные функции священного / Пер. с фр. под ред. Утехина И. В. — СПб.: Евразия, 2000. — 444 с.

Жертвоприношение бога

  • Связь с аграрными жертвами.  Самая значимая форма жертвоприношения.

Заключение

  • На уровне идей в жертвоприношении важно, чтобы соединялись два условия: нужно наличии вещей, которые выводили бы жертвователя за пределы себя, которым он обязан тем достоянием, которое он приносит в жертву + нужен контакт с этими вещами.
  • Эта динамика отдаления и приближения дает картину системы идей в жертвоприношении.  С одной стороны отказ индивида от собственности питает социальные силы, "акт отказа, непременно входящий во всякое жертвоприношение, то и дело напоминая отдельным лицам о присутствии коллективных сил, как раз и поддерживает идеальное существование последних" (103).  Возобновление специфический характер доброты, силы, строгости, устрашения… которые составляют социального индивида.  С другой стороны, индивид себе и своим вещам придают социальную силу, откупаются от общественной силы.  "Общественная норма сохраняется без угрозы для них [индивидов], без ослабления группы" (103).
  • Т.о. жертва исполняет социальную функцию.  И поскольку общество состоит не только из людей, но еще и из вещей и событий, то, вероятно, жертвоприношение может следовать ритму человеческой жизни и ритму природы и вместе с тем воспроизводить их.  Оно смогло стать периодическим ради использования природных феноменов, окказиональны мраки удовлетворения сиюминутных потребностей людей и приспособиться к выполнению тысячи других функций" (104).

Комментариев нет:

Отправить комментарий