Леви-Брюль, Люсьен (1857-1939). Сверхъестественное в первобытном мышлении / пер. с фр. Б. И. Шаревской. — Москва: Академический проект, 2015. — 427 с.
Первобытное мышление. Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер
- В первобытном сознании нет восприяти и последующее представление о явлении (интерпретация). Это разделении произошло позже, с ослаблением мистического элемента. В первобытном сознании любое восприятия немедленно соединено с коллективными представлениями, которые определяют смысл явления. И это описание автор предлагает, отрицая анимистическую теорию, которая традиционно описывает первобытное мышление. Нет никакого одушевления. Потому что нет различия между явлениями живой и неживой природы. Все явления имеют то или иное значение для жизни человека, влияние на нее, в зависимости от коллективных представлений.
- Отличие от современного сознания в том, что наше восприятие сортирует свои элементы с целью обеспечить повторяемость явлений в данных условиях. "Наши восприятия устремлены к возможному максимуму объективности, к избежание, следовательно, всего того, что могло бы быть вредным или просто бесполезным для установления этой объективности" (37). Такая прагматичность есть и первобытных. Но "в подавляющем большинстве случаев" первобытное мышление не только не отбрасывает элементы, снижающие объективность восприятия, о даже подчеркивает их мистическое значение, таинственные силы и скрытые способности явления (что мы считаем субъективизмом).
- К этой категории явлений относится признание за изображением свойств оригинала (множество примеров). Стоит ли признать это следствием закона ассоциации идей? Или неспособность различать простое сходство и тождество? Эффект иллюзии ребенка, который верит, что его кукла живая? В отношении последнего тоже можно сомневаться: возможно, вера ребенка является частично игрой, частично эффектом инсценировки (как в отношении взрослого в театре). Но в случае первобытного мышления это происходит, потому что традиционные коллективные представления вносят в восприятие изображения, как в восприятие оригинала, одни и те же мистические элементы. Они и оригинал воспринимают иначе — не объективируют.
- Это работает так же в отношении имени. С этим связно и изменение имени при переходе человека в новое состояние, напр., при посвящении.
- При восприятии любого явления, в первую очередь, воспринимают коллективное представление, которое сопровождает это явление.
- Предостерегает от того, чтобы видеть в современных верованиях ослабленных вариант первобытных. Для на любые такие верования относятся к области сверхъестественного, отличного от фактов обычного восприятия. Это два мира реальности: осязаемый и невидимый. Для первобытного человека этой линии не существует. Один вид восприятия такой же естественный как и другой, точнее — нет разных видов восприятия и действия. "Существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистично и всякое восприятие" (55).
Закон парципации (сопричастия)
- Логика первобытного мышления не полностью непроницаема. Поддается анализу.
- Отмечая противоречия и непоследовательность установления причинных связей у первобытных людей, отмечает, что "опыт не в состоянии ни разуверить их, ни научить чему-нибудь. В бесконечном количестве случаев мышление первобытных людей, как мы видели выше, непроницаемо для опыта" (61). Демонстрация ошибочности не убеждает, коллективное представление, мистика побеждает всегда. И то, что ошибочно воспринимается как свойство путать предшествование и причинность, на самом деле является восприятиям бесконечного количества мистических связей и свойств явлений.
- Все эти связи в разной форме и степени предполагают наличие партиципации (сопричастности) между существами предметами, ассоциированными коллективным представлением.
- Одним из аспектов такого мышления называет пра-логический характер. Это означает, прежде всего, отсутствие стремления избегать логического противоречия. Противоречие осознается, но к нему относятся безразлично. Это свойство коллективных представлений, индивидуальные чаще всего сходны с нашими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий