Бросс, Шарль де (1709-1777). О фетишизме / Общ. ред. и предисл. М. И. Шахновича; Перевод, примеч. и библиограф. очерк Л. Р. Дунаевского. — Москва: Мысль, 1973. — 206 с.
- Фетиш — то, что сейчас обозначается тотемом. Всегда объект берется из окружающей реальности, в этом отличие от "идолократии", где объект создается.
- При описании фетиша змеи расписывает ее значительность, работу и богатство. При этом "конечно, оно пользуется меньшими почестями, чем главный родоначальник" (25).
- В Египте, Израиле у персов — аналогичные механизмы фетишизма. В Греции, Германии. Тематизирует это сходство.
- Из этого вывод о том, что эти механизмы встроен в природу человека. При этом сходство Египта и негров и возможность заимствования отмечает, но не развивает. И сходство это формулирует как "постоянное однообразие жизни дикого человека: его сердце открыто страху, его душа беспрестанно полна надежд. Эти эмоции делают течение его мыслей свободны ми нерегулируемым, приводят к тысяче поступков, лишенных смысла… Но если не удивляются, видя, как дети по своему рассудку не выше кукол, который они считают одушевлёнными (т.е. Похожими на себя) и соответствующим образом поступают с ними, то к чему удивляться, видя народы, постояло приводящие свою жизнь в непрерывном детстве, — их рассудку никогда нет более четырех лет, они судят без каких-либо правил и действуют, как судят?" (84).
- Религия возникает у всех (и религиозное чувство есть у всех народов) из 4 чувств: страх, удивление, признательность и рассудительность. Два первых ведут к фетишизму. И именно они аде древние и действенные. Именно поэтому еще много народы находятся на стадии фетишизма, "лишены света" (91).
- Доказательством отсталости еще подтягивает и недоразвитость общественных институтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий