Руднев, Вадим Петрович. Божественный Людвиг: Витгенштейн: формы жизни. — М.: Фонд науч. исслед. "Прагматика культуры", 2002. — 253 с.
Глава 2. Кэмбридж и Норвегия (1911-1914)
- Ощущение мессианизма. "Я должен был сделать нечто позитивное в своей жизни, стать звездой на небе. Вместо этого я остался торчать на земле и постепенно увядаю" (47).
- Развитие культуры на рубеже веков идет по двум направлениям (иллюстрация через музыку): либо редукционистски (акцентирование одного принципа или структуры явления) либо неомифически (через включение в референциальный ряд как можно большего числа явлений и организация их в единое). Витгенштейн шел по первому пути (логика как философия).
- Общим для обеих направлений был акцент на язык, способ выражения которая есть единственная реальность.
- Основой такой философии стал Фреге, его идеи из Значения и смысла. Фреге первым сформулировал правило о том, что знаки, тождественные по значению, но различные по смыслу, могут не быть взаимозаменяемыми salva veritate — с сохранением истинности. Поэтому в придаточных предложениях выражения мнения ("он думал, что") знак лишается своего истинностного значения, т.е. "Придаточное предложение не является ни истинным, ни ложным, потому что значение в нем заменяется смыслом" (60).
Глава 3. Война (1914-1918)
- Толчок к духовному перерождению на войне вызвало переложение Евангелия Толстым (непротивление насилию + идеал крестьянской жизни). Вообще-то это "ересь". И подействовало не только на Витгенштейна, но и фон Фикера. "Похоже, Л.Н. сделал подарок не православным мужикам, а утонченной австрийской интеллигенции" (78).
Витгенштейн, Людвиг (1889-1951). Голубая книга // Избранные работы. — М.: Территория будущего, 2005. — c. 341-418.
- Предварительный анализ соотнесения знака и вещи не приводит к установке такого соответствия. Остенсивное определение не возможно. "Знак (предложение) получает значимость из системы знаков, из языка, которому он принадлежит" (346). "Примерно так понимание предложения подразумевает понимание языка".
- Недоступность понимания процесса мышления (поскольку соотнесение с предметом не дает понимания значения, то сам эффект понимания чего-либо становится странным) дает основание для оккультных объяснений. Но нас смущают не сами "странные" эффекты, а то, что "мы ощущаем путаницу". Это не научная проблема.
- Если мы конструируем модель действия сознания, как результат психологических исследований. Такая модель была бы частью психологической теории в том смысле, в котором механическая модель эфира может быть частью теории электричества. "Такая модель, между прочим, всегда является частью символизма теории. Ее преимущества может заключаться в том, что она может быстро усваиваться и легко удерживаться в сознании. Было сказано, что модели в некотором смысле одевают нагую теорию, что голая теория — это предложения и уравнения" (347).
- Попытка проанализировать расположение мышления в голове — как деятельность, которая аналогична оперированию знаками на письме (на бумаге рукой) и устно (языком, ртом). Эта аналогия становится руководящей, поэтому мы и пытаемся локализовать деятельность, которую совершает "мышление" с нематериальными знаками в голове. Причина такой силы аналогии: "когда слова в нашем обыденном языке имеют prima facie аналогичные грамматики, мы склонны пытаться их интерпретировать аналогичным образом; то есть мы пытаемся проводить аналогии повсеместно" (348).
Витгенштейн, Людвиг (1889-1951). Коричневая книга // Избранные работы. — М.: Территория будущего, 2005. — c. 229-340.
Комментариев нет:
Отправить комментарий