четверг, 28 января 2021 г.

...Труд как Производитель Песни и Танца...

 Бюхер, Карл. Работа и ритм /Пер. с нем. [и с предисл.] С. С. Заяицкого. — [Москва]: Новая Москва, 1923. — 326 с

Глава I.  Способы работы у первобытных народов

  • Работа отличается от свободного труда.  Этимологически слово "работа" возникла от слов, означающих нужду, мучение, бедствие.  Это же подтверждает презрение к работе в первобытных обществах, у "дикарей" (10).
  • Проблемы с тем, чтобы признать первобытных ленивыми, потому то они способны совершать трудозатратные действия в большом количестве, но это не носит систематическое усилие, а чаще сочетается с игрой или танцем.  И производство результатов занимает столько времени (напр., выдалбливание лодки), что провоцирует сравнение с органическим ростом (того же дерева, из которого выдалбливается лодка) (16). И кроме того, украшения или требующие творчества продукты производятся в нерациональном количестве, при этом самыми несовершенными орудиями.
  • Не физическое утомление — причина отказа от труда у дикаря.  Есть отличия в труде между первобытным и культурным обществом.  Отсутствие методичности в первой.  Культурный труд требует от работающего "напряжения воли, чтобы преодолеть сопротивление организма, которое противопоставляет работе его организм", первобытный — "лишь высвобождает заключенную в психических центрах энергию".  "Работа культурного человека требует для своего выполнения постоянного нового обдумывания и новых усилий воли.  Каждый незначительный акт должен быть обдуман, тогда как танец или подобное ему излюбленное занятие дикаря исполняется автоматически.  Танцующий нуждается лишь при начале танца в некотором усилии, чтобы привести в движение свои мускулы; после этого каждое исполняемое движение вызывает другое без дальнейшего усилия воли и быстрота движения усиливается в дальнейшем также автоматически, как и возбуждение танцующего.  Спорт пробуждает тот восторг, который связывается с затемнением рассудка, в то время как продуктивная работа вызывает неудовольствие, которое связано с вышеуказанным напряжением внимания" (20).
  • Важность того, что парадигмальным для работы дикаря является танец.

Глава II. Ритмический строй работы

  • Ритм улучшает работу.  "Поэтому мы вправе требовать ритмического движения от всяких работ, где движения равномерно возобновляются. Такие работы являются в то же время наиболее утомительными, так как они требуют все время одного и того же положения тела и напряжения все тех же мускулов…  Строго урегулирование движение расходует силы наиболее экономным образом" (27).
  • Ритмичный звук как признак жизни в первобытных поселениях.

Глава III.  Песни, сопровождающие работу

  • Там, где возможно ритмическое урегулирование работы, но она сама по себе не дает звука, урегулирование достигается присоединением звукового аккомпанемента" (32).  Пение в итоге.
  • При этом музыка не определяла движение, а сама подлаживалась под движение.  И она не является свидетельством большей или меньшей музыкальности.  "Ритмический элемент первоначально не был присущ ни музыке, ни речи; он пришел извне и восходит к движению тела, которое предназначено для сопровождения песни и без которого она никогда не встречается.  Поэтому каждой работе, каждой игре и каждому танцу присуща его особая песня, котора не поется ни при каких других обстоятельствах, и так как ритм телодвижений у различных индивидуумов различен, то у некоторых диких племен каждый человек имеет свою особую песню, которую он ревниво охраняет" (34).
  • Свидетельство о настроении песни в зависимости от работы.  Напр., в отношении нижней Саксонии "трепание и дерганье льна" сопровождается песней "злой и насмешливой" (39).

Глава IV.  Различные виды трудовых песен

  • В зависимости от вида труда выводит монологически и диалогические песни (65).
  • Самые тяжелые работы — черпание и ношение воды.
  • Пение во время труда с использованием животных проделало эволюцию и могло становиться заклинанием над животными, чтобы подчинить его волю.  И автор даже признает подтверждение фактами верований в такую силу ритмической речи (117).  "Этим можно объяснить то большое значение, которое они придавали в происхождении поэзии пению и игре пастухов на флейте" (117).  Сюда же заклинание змей у индусов или охота на опоссума в Австралии.  Отвергает, что это охотничьи суеверия.

Глава V.  Применение труд. песен для объединения большого числа рабочих единиц

  • Речь, в основном, о работах, которые производятся сообща из-за срочности или сезонных особенностей (напр., подмога соседям при сборе урожая).  Ритм перестает быть основным фактором. И хотя изначально ритм не задан, он часто вырабатывается в процессе общего усилия.  Так что в этих случаях "почти невозможно провести границу между работой и пляской" (228).
  • Но также при рабских или оброчных работах песня становилась средством дисциплины (229).

Глава VI.  Пение, сопровождаемое другими телодвижениями

  • Вопрос — есть ли пение без работы.  И первая гипотеза — пляска.
  • "Коль скоро работа протекает ритмически, она уже теряет свое родовое отличие от танца и сохраняет только отличие степени.  Они родственны уже потому, что как при работе, так и при пляске имеется в виду цель, лежащая вне самого действия, а именно: увеселение и возбуждение удивления в сотоварищах.  Наконец, социализирующее влияние, которое приписывается массовой пляске диких народов, свойственно и массовой работе" (235).
  • Рефрены в плясовых и трудовых песнях не отличаются (236).  Напр., на праздниках урожая.
  • Вывод о том, что как нет стихов, которые первоначально бы пелись, так и нет пения без телодвижения — вызванной работой, пляской, игрой или произвольно изобретенных (246).
  • Отношение ребенка к танцу как к работе (249).
  • Язык и слова не имеют значения.  Настолько, что австралийские аборигены заимствуют песни друг у друга, не зная языка. Но и не мелодия — редко достигают октавы, и нет гармонии, монотонны.  Ритм определяющий.
  • Все больше доказательств зависимости телодвижений от прагматики и физиологии.  Не так уж оторваны от реальности.

Глава VII.  Происхождение поэзии и музыки

  • "Таким образом работа является и источником и носительницей художественно сложенной речи, а в последствии и первобытной родной поэзии.  Автоматический способ ее сложения дал свободу духу, а то обстоятельство, что творения ее создавались в обществе, дало известный подъем настроению, и таким образом были созданы условия, необходимые для поэтического творчества" (263).  "Мы приходим к выводу, что на низших ступенях своего развития работа, музыка и поэзия представляли собой нечто единое, но что основным элементом это триединства была работа…"
  • И рождение поэзии из ритмического движения тела (но не узко — из работы).
  • Эволюция обусловленных работой способов выражения в самостоятельную деятельность происходит через театр, отделения запевалы от хора (273). И разделение средств выражения.

Глава IX.  Ритм, как экономический принцип развития

  • Ритм в производительности труда.
  • Конечно, современны труд отличается от древнего.  Но важность единого происхождения и структурного родства в труде и искусстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий