четверг, 12 марта 2020 г.

...Смерть Автора у Барта...

Барт, Ролан (1915-1980.).  Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс: Универс, 1994. — 615 с.
Из Книги "Мифологии"
  • Автором развенчания мифов становится "мифолог" — бесстрашный герой вне социум и истории, со своим этосом (128).  И эта роль апокалипсическая и самоубийственная.
Смерть Автора
  • "в письме как раз и уничтожается всякое понятие о голосе.  Письмо — та область неопределенности, неоднородности и уклончивости, где теряются силы нашей субъективности, черно-белый лабиринт, где исчезает всякая самотождественность, и в  первую очередь телесная тождественность пишущего" (384).
  • И смерть автора наступает в любом письме без задачи прямого воздействия на реальность, без иной функции кроме символической деятельности как таковой.
  • Одним из пророков смерти автора называет Пруста (вопреки его психологизму и как бы связи с биографией автора).  Рассказчиком у Пруста становится не тот, кто пережил или кто пишет — а того, кто собирается писать. Роман заканчивается как раз тогда, когда письмо становится возможным.  "Пруст тем самым создал эпопею современного письма" (386).
  • Дальше сюрреализм — девальвация автора.  И наконец — лингвистика.  "С точки зрения лингвистики, автор есть всего лишь тот, кто пишет, так же как "я" всего лишь, кто говорит "я"; язык знает "субъекта", но не "личность", и этого субъекта, определяемого внутри речевого акта и ничего не содержащего вне его, хватает, чтобы "вместить" в себя весь язык, чтобы исчерпать все его возможности" (387).
  • Кросс-референсы все же тематизирует.  И такая литература, точнее — письмо — "отказываясь признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-либо "тайну", то есть окончательный смысл, открывает свободу контртеологической, революционной по сути своей деятельности, так как не останавливает течение смысла — значит в конечном счете отвергнуть самого бога и все его ипостаси — рациональный порядок, науку, закон" (390).
  • Все смыслы письма сходятся  в точке читателя.  "Читатель — это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; тест обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении, только предназначение это не личный адрес; читатель — это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст" (390).
Эффект Реальности
  • Бессмысленные детали в повествовании — для эстетики или эффекта реальности.  Возникло в литературе с значением реальности и фактичности в истории.
  • Еще с античности "реальность" относилась к Истории.  И противопоставлялась правдоподобию, то есть внутреннему порядку повествования ("подражания" или "поэзии").  Правдоподобие — результат конвенции.  Плюс — это общее, а не частное, которым занимается История, отсюда тенденция классических текстов к функционализации всех деталей, к тотальной струкутрированности, не оставляющих как бы ни единого элемента под ручательство одной лишь "реальности".  Наконец в рамках правдоподобия ни один элемент не исключает противоположного, потому что опирается на конвенцию, а не на абсолютный авторитет.  Античный текст начинается с "Пусть/допустим…".  А незначительные детали располагаются в тексте без всякого допущения.  И в этом водораздел между античным правдоподобием и современным реализмом.
  • Их механика заключается в прямой смычке референта и означающего, означаемое исключается.  И референтом знака становится только одно — единая реальность, просто реальность, а не ее разные проявления.
  • Это правдоподобие отличается от старого, поскольку его сущность заключается не в соблюдении "законов жанра", а в стремлении нарушить трехчленную природу знака, сделать так, чтобы предмет встречался со своим выражением без посредника (400).

Комментариев нет:

Отправить комментарий