Бейтсон, Грегори. Экология разума: Избр. ст. по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. Д.Я. Федотова, М.П. Папуша. – М.: Смысл, 2000. – 476 с.
- "Интеллектуальные лейтмотивы".
- Проповедует "веру" в то, что в основе разнообразных явлений лежат фундаментально единые паттерны. Придерживается этой веры, исходя из ее продуктивности — впечатление адекватности применения наработанных методов при применении к новым областям + впечатление полезности накопленных знаний. "Благодаря мистической вере во всепроникающей единство мировых феноменов, я избежал значительных интеллектуальных потерь. Я никогда не сомневался, что эта аналогия является фундаментально здравой, поскольку сомнения имеют высокую эмоциональную цену" (106). Как-то оптимистично утверждает, что прежняя "мистическая" убежденность в единстве методов анализа теперь доказана. Признает, что это симметрия мышления, а не реального мира.
- Первый лейтмотив — заимствование схем мышления из биологии для социальных вопросов.
- второй — привычка конструировать абстракции, относящиеся к терминам сравнения сущностей (111). Например - "ощущение" культуры. Чтобы работать с этими абстракциями — использует прием мультипликации их и доведения до абсурда, столкновения их физических сущностей (буквально - как описание соотношения рек и берегов, например). И сведение их тегам, которые обозначают набор точек зрения.
- Т.о. — построение структур на ненадежных подпорках, а затем из ревизия исходя из более надежного знания.
- И это общая модель движения знания. И ценить нужно оба этих процесса.
Социальное Планирование и Концепция Вторичного Обучения, 189-205
- Предложение перенастроить взгляд с привычного разделения на цели и средства, ос ссылкой на текст М. Мид. Как потенциально опасные. И опасные тоталитаризмом. В каждом средстве заложены имплицитно какие-то ценности, они имманентны им, ценность действия, средства не определяется соотнесением с некоторой будущей целью.
- Это отличие от социальной инженерии (инструментального мышления) от социальной науки. И это борьба не на жизнь, а на смерть. На языках — это различные "способы апперцепции поведенческих последовательностей", или привычки к поиску того или иного "типа контекстуального фрейма поведения" (гештальт-психология).
- Вопрос — как происходит заучивание привычки такого абстрактного порядка? Что определяет выбор абстракций для формирования объекта исследования (выборку из потока реальности), в т.ч. и социальные абстракции, такие как "свобода воли" и пр. "Эти абстрактные качества, являющиеся основным "товаром" работников образования, можно считать разнообразными привычками пунктуации потока переживания, благодаря которым он получает тот или иной тип связанности и смысла" (193). АР: проговорившись про рынок, решил 50 процентов своей проблемы.
- Но дальше акцентирует опасность — тем, что инструментами социальной инженерии являются люди, привитие им привычек, пригодных для одного контекста не дает представления о том, как эти привычки сработают в изменившемся контексте.
- Синонимом этого процесса приобретения абстракций мышления выводит "обучение обучаться". АР: довольно скомкано, больше похоже на гипотезу, чем на утверждение.
- Основывается на Теории Логических Типов Рассела — через структуру двойного послания и обучения нескольких уровней абстракции. Теория фреймов (послания?). Через это анализирует шизофрению.
Минимальные Требования для Теории Шизофрении, 268-294
- Кратко описывает теорию шизофрении. Обучение происходит в определенном контексте (например, обучение поднимать лапу в Павловском контексте не то же что то же самое обучение в контексте инструментального вознаграждения). Этот контекст может располагаться внутри более широкого —и эта последовательность может быть бесконечной. Между уровнями контекста может возникать конфликт (например, запрета на методы Павлова). Тогда организм сталкивается с дилеммой — быть неправым в первичном контексте либо быть правым по неправильным причинам или неправильным образом. Это и есть "двойное послание". Шизофреническая коммуникация является продуктом обучения и становится привычной в результате постоянного травмирования такого рода.
- Шизофрения — это модификация (искажение) процесса обучения.
- Постулат: "любая трансакция между индивидуумами является контекстом обучения" (270).
Кибернетика "Я": Теория Алкоголизма, 331-359
- Корреляция трезвого и алкогольного состояния алкоголиков. Нет смысла искать причину интоксикации в трезвой жизни. Анонимные алкоголики требуют первым делом признать поражение перед зависимостью.
- "Алкоголики являются философами в том универсальном смысле, в котором все люди (а также все млекопитающие) управляются в высшей степени абстрактными принципами, которых они либо не осознают, либо уже не отдают себе отчета в том, что принципы, управляющие их восприятием и действиями, являются философскими. Расхожее ошибочное название для таких принципов — "чувства"" (342). Ошибку эту связывает с эмпиризмом, связывающим с телом все периферийные ментальные феномены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий