Мери Дуглас. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу / Пер. с англ. Р.Громовой под редакцией С.Баньковской; вст.ст. и комм. С.Баньковской. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000 г.
- Взаимный переход нечистого и священного — в понятии sacer. «Поразительнее и чаще всего почитание через осквернение проявляется в использовании коровьего навоза в качестве очистительного средства» (32).
- Структурно не отличимы — запрет, отличаются лишь мотивы (плохое / хорошее) (34). И не отличались в первобытном сознании. Различение — влияние теологической мысли. «…антропология часто бралась на вооружение участниками теологических дискуссий. Большинство мыслящих людей второй половины XIX столетия по неволе оказывались в роли антропологов-любителей… В этот формационный для антропологии период еще чувствовалось, что корни ее идут от проповедей и приходских собраний, и епископы использовали ее открытия, желая блеснуть красноречием», реф. Маргарет Ходжен Доктрина пережитков (35).
- Доминирование прогрессивной теории связывает с концепцией «пережитков» Эдуарда Бернетта Тейлора (36). Ее влияние на устойчивость иррациональных взглядов на нечистое у Робертсона-Смита.
- Примирение антропологии и религии происходило через исследование этической природы религиозных верований и преставлений. В частности реф. Религию семитов Робертсона-Смита: «Религия — это не произвольное отношение индивидуума к сверхъестественным силам. Это отношение всех челнов сообщества у некоторой силе, в которой главным элементом оказывается благо сообщества» (42). И это направление мыси связывает с оксфордским кругом. Хотя в отношении самого Робертсона-Смита равно справедливо и то, что ничто не могло поколебать его веры в Священное писание.
- В отношении Дюркгейма — его идеи формировались в дискуссии с английскими исследователями: :Его занимала конкретная проблема социальной интеграции, поставленная, но не получившая удовлетворительного решения в английской политической философии… Он не мог согласиться с утилитаристской теорией, полагавшей, что развитие общества можно объяснить исходя из психологии индивида. Дюркгейм пытался показать, что необходимо что-то еще, всеобщее подчинение общей для всех системе ценностей, коллективное сознание, — если речь идет об адекватном понимании природы общества» (45).
Мирское Загрязнение
- Неудовлетворительность мирского, медицинского объяснения религиозных запретов. Проблематичность запрета на свинину, даже Маймонид «великий предвестник медицинского материализма» в XII признавался, что сбит с толку именно этим запретом. И это не только компрометирует гигиеническое обоснование, но и вообще ставит вопрос, почему какая бы то ни была причина осталась за рамками культурного наследия.
- Но и противоположная точка зрения об отсутствии связи ритуала и чистоты тоже опасна. Сходство иногда поразительно.
- В итоге задача — показать, что и наши представления о нечистоте символические, а не гигиенические.
- Нечистое = отклонение. Отклонению часто приписывается опасность — это способ сделать предмет не обсуждаемым (71).
Чудеса и Магия
- Пренебрежение к ритуалу и магии как пустой форме связывает с христианским разделением на внутреннее и внешнее (95).
- Ритуал как контроль опыта: фокусирование и запоминание. Реф. Дюркгейм (103).
- Сравнение ритуала и денег как универсальных медиумов, действие которых основано на доверии (109).
Комментариев нет:
Отправить комментарий