четверг, 4 февраля 2016 г.

...Дуглас о Чистоте...

Мери Дуглас.  Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу / Пер. с англ. Р.Громовой под редакцией С.Баньковской; вст.ст. и комм. С.Баньковской. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000 г. 
Ритуальное Нечистое
  • Взаимный переход нечистого и священного — в понятии sacer.  «Поразительнее и чаще всего почитание через осквернение проявляется в использовании коровьего навоза в качестве очистительного средства» (32).  
  • Структурно не отличимы — запрет, отличаются лишь мотивы (плохое / хорошее) (34).  И не отличались в первобытном сознании.  Различение — влияние теологической мысли.  «…антропология часто бралась на вооружение участниками теологических дискуссий.  Большинство мыслящих людей второй половины XIX столетия по неволе оказывались в роли антропологов-любителей…  В этот формационный для антропологии период еще чувствовалось, что корни ее идут от проповедей и приходских собраний, и епископы использовали ее открытия, желая блеснуть красноречием», реф. Маргарет Ходжен Доктрина пережитков (35). 
  • Доминирование прогрессивной теории связывает с концепцией «пережитков» Эдуарда Бернетта Тейлора (36).  Ее влияние на устойчивость иррациональных взглядов на нечистое у Робертсона-Смита. 
  • Примирение антропологии и религии происходило через исследование этической природы религиозных верований и преставлений.  В частности реф. Религию семитов Робертсона-Смита: «Религия — это не произвольное отношение индивидуума к сверхъестественным силам.  Это отношение всех челнов сообщества у некоторой силе, в которой главным элементом оказывается благо сообщества» (42).  И это направление мыси связывает с оксфордским кругом.  Хотя в отношении самого Робертсона-Смита равно справедливо и то, что ничто не могло поколебать его веры в Священное писание. 
  • В отношении Дюркгейма — его идеи формировались в дискуссии с английскими исследователями: :Его занимала конкретная проблема социальной интеграции, поставленная, но не получившая удовлетворительного решения в английской политической философии…  Он не мог согласиться с утилитаристской теорией, полагавшей, что развитие общества можно объяснить исходя из психологии индивида.  Дюркгейм пытался показать, что необходимо что-то еще, всеобщее подчинение общей для всех системе ценностей, коллективное сознание, — если речь идет об адекватном понимании природы общества» (45).  
Мирское Загрязнение
  • Неудовлетворительность мирского, медицинского объяснения религиозных запретов.  Проблематичность запрета на свинину, даже Маймонид «великий предвестник медицинского материализма» в XII признавался, что сбит с толку именно этим запретом.  И это не только компрометирует гигиеническое обоснование, но и вообще ставит вопрос, почему какая бы то ни была причина осталась за рамками культурного наследия. 
  • Но и противоположная точка зрения об отсутствии связи ритуала и чистоты тоже опасна.  Сходство иногда поразительно. 
  • В итоге задача — показать, что и наши представления о нечистоте символические, а не гигиенические. 
  • Нечистое = отклонение.  Отклонению часто приписывается опасность — это способ сделать предмет не обсуждаемым (71). 
Чудеса и Магия 

  • Пренебрежение к ритуалу и магии как пустой форме связывает с христианским разделением на внутреннее и внешнее (95).  
  • Ритуал как контроль опыта: фокусирование и запоминание.  Реф. Дюркгейм (103).  
  • Сравнение ритуала и денег как универсальных медиумов, действие которых основано на доверии (109). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий