вторник, 9 июня 2015 г.

Б.Г. Капустин, Макиавелли и проблема политической морали

Капустин Борис Гурьевич, 2015/06/09
Участник политики, которые стремятся и к нравственности, и к эффективности, должны руководствоваться моралью, которая отлична от обычной, нормативной. 
Отличие от политического морализма и политического реализма.  Но речь не идет о примирении их, или середина.  А именно альтернатива им.  
Морализм - применение норм частной жизни к агентам политики, в том числе, к государствам (цит. Вудро Вильсона, Гавел). Такая редукция - вызов «модерности», которая предполагает глубокую дифференциацию общества, отказ от специфического политического кода (Луман); вызов разделению человека, расколу человека на человека и гражданина.  Утопичен, но при этом оказывается эффективным, хотя может быть эффект не соответствует ожиданиям протагонистов (прим., Махатма Ганди или бархатных революций).
Реализм - (цит. Дина Ачистона, Ethics and International Relations) любая попытка нравственных суждений в политику - не более, чем стратегическая игра того, кто ими манипулирует, здравая политика освобождена от них.  Тоже утопичен, т.к. неспособен ответить на самые элементарные вопросы, самые простые деления, идентичность, оппозиции, лояльность государству.  Цит. Рикера, Политический парадокс - вводит «реальную идеальность государства» как нормативный срез, на примере равенства - нет ни одного государства, которое не базировалось бы на какой-то формальной идее равенства (содержание, наполнение может разным).  Только из этого равенства вырастают все иерархии. Реф. Эразма, для которого без понимания равенства братва во Христе невозможно никакое понимание политического. 
Политическая мораль пытается выявить нормативную среду, без которой политика невозможна, не прикладывает нормы, это исследовательская инстанция, описательная. 
Реф. Ролс, Теория Справедливости, который сказал, что мораль - это взгляд на мир с точки зрения вечности, который схватывает все возможные темпоральные социальные точки зрения. 
Это перспективистскя инстанция, артикулирует точку зрения. 
Описывает носителя как типаж. Прежде всего, человек знающий - как минимум, о том, что долога в ад вымощена благими намерениями. Ответственность по Веберу, Политика как призвании и профессии (в греческом понимании), Нравственность, знает цену отступления от нравственных норм, и готов платить. 
И потому она постоянно оспариваема.  И не только теоретически, но и политики. Ей противоречат иные практики. 
2 типа политической морали - адаптационная и суверенная.  Первая (много в Америке) пытается адаптировать универсальную мораль.  Вторая (Германия, Майнинг) исходит из принципиальной несводимости политической и универсальной морали. 
Первая - problem of the dirty hands (прим., о дилемме морального политика между гибелью невинных пыток захваченного террориста).  Предостерегает от сведения к противоречию цели и средств.  Реф. Майкл Уолсер.  Реф. Юнг, для которого цель предполагает средства, сама проблема фундаментально ложная.  Уолсер говорит о противоречии целей.  2 зла - приемлемое и неприемлемое. Уолсер показывает, что универсальная мораль не может даже зафиксировать эту проблему двух зол. 
Но на самом деле она не противоречит с универсальной морали.  И у Канта, и у Спинозы есть ниша, где мораль не работает.  У Канта - чрезвычайная ситуация, jus necesitatis.  Универсальная мораль начинает действовать, когда политические проблемы решены, политика первична по отношению к морали.  И ничего не говорит о политике, это то, что называлось в XVII в. моральной психологией, не познает политику.  
Суверенная - исходит из противоположности политики и морали. Политика - о власти. А власть есть дифференциал. Взаимная инструментализация властного и подвластного.  В политике действуют только коллективы, индивиды не имеют значения. Человека, субъекта универсальной морали, нет.  Универсальная мораль оценивает акт.  В политике нет изолированных актов, это непрерывный процесс производства и распределения власти. 
Макиавелли.  В христианстве политика интегрируется в мир - онтологически (кесарю-кесареву - это тоже промысел божий) и этически (князь должен быть лично добродетелен).  То есть цели уже заданы (онтологически), рассуждать о них грешно, а рассуждать нужно о средствах.  Политика - раздел этики, а та часть метафизики.  Реф. Эразм, Воспитание христианского князя, как подступ к Государю, которая заканчивается вопросом о том, что же делать нам, если бы принцем овладели злые мысли.  У Эразма уже нет онтологической вписанности, онтологических гарантий - опора только в нравственном воспитании принца.  Простой люд буен, а чиновники склонны к коррупции. 
Макиавелли называет учебником нравственности (реф. Штраус, который называл учителем зла).  Язык пропитан нравственной терминологии (есть статистика). 
Гл. 15 - для сохранения власти должен уметь не быть добрым. Вебер характеризует его зло как бесхитростное.  Это не инструкции властителям. Добро и зло не есть сущностными категориями, ситуационные, в силу necessita.  Нет природы человека.   Взаимодействие явлений, без сущности.  Но из нужно простраивать - именно это умение выстроить и есть virtu. Добро перестает быть экзистенциальной категорией. Макиавелли не советует жестокость, зло.  Он советует двуличие, то, что игнорировал морализм. Самость и личина. Умение не смешивать - долг политика. И действовать в логике, которую избрал, высшее политическое мастерство. Продуктивность лицемерия. 
Реф. Дж. Остина - перформативность.  Слова создают реальность, позволяют развести самость и личины. 
Это искусство - это долг. То есть нормативность политики Макиавелли. 
Эта мораль предполагает понимание политика как мира явлений, без сущностей.  Они взаимодействуют, создавая necessita, но и они суть явления. Макиавелли - самый первый отказ от глубин, в пользу поверхности.  И исследователь может лишь описать и выявить паттерны (не законы). 
Борджиа назван милосердным, поскольку был мил народу.  И перспективизм предполагает выяснение, с чьей позиции он обладает добродетелью.  Борджиа - с точки зрения мира для народа.  
Ориентирование на минимизацию насилия. 

Нерешаемым остается сторона, которую занимает принц.  Остальное - простраивается. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий