Лотман Юрий Михайлович. Очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX века // Из истории русской культуры. - 2. изд. - М.: Яз. рус. культуры, 2000-____. - 21 см. - (Язык. Семиотика. Культура). Т. 4: (XVIII - начало XIX века). - 2000. - 831 с. С. 13-349.
- О соотношении скоростей развития культуры и цивилизации. В России культура опережает, для цивилизации нужно медленное поступательное движение (15).
Идеи Общественного Развития в Русской Культуре
- Выделяет две основные социокультурные модели - магическую и религиозную. Магическая предполагает взаимность, когда оба агента действуют, принудительность, эквивалентность, договорность (включая, толкование и возможность его нарушения). Религиозный акт означает безоговорочное вручение себя во власть, то есть односторонность (протекция со стороны того, во власть кого отдаются, предполагается, но связь не обязательна), не взаимность, а следовательно нет принудительности, нет эквивалентности или логики обмена (поэтому средствами коммуникации становятся не знаки, а символы, природа которых исключает возможность отчуждения выражения от содержания, а следовательно обмена или толкования), характер безусловного дара.
- Церковь и конкретные исторические формы религии все включают тот или иной элемент магии и обмена. В Риме с его юридическим мышлением религия существовала логично именно из-за магических элементов, а христианство воспринималось как опасность для начал государства именно в следствие его мощного религиозного запала (30).
- Отсюда и отрицательная или точнее сомнительная роль договора в России. Если он не скреплен высшей властью. Отсюда же построение государственной власти по божественной модели - и ее реинкарнация Бога в государе и отце (в Домострое). А государева служба предполагала отсутствие условностей между сторонами - она генетически восходила к психологии несвободных членов княжеского вотчинного аппарата - выразилась в личной зависимости бюрократии от государя и влияние психологии войска на психологию государственного аппарата.
- Договорный, рыцарский строй - зона знака, ритуала, семиотики. Религиозный строй исключает условность, ориентация на отказ от игры и релятивности семиотических средств и отождествление безусловности с истинностью. Безусловность социального смысла поведения для социального верха проявляется через тотальную символизацию поведения, а для низа - через полное исключение семиотики (35). Россия зависла между двумя. Условное/безусловное, знак/символ у Соссюра: «Символ характеризуется тем, что он всегда не до конца произволен; он не вполне пуст, в нем есть рудимент естественной связи между означающим и означаемым», напр., весы как символ справедливости не может быть заменен ничем (37).
- Петровское царство - вознесение практической деятельности до государева уровня. Эта власть не была ничьим символом, над ней не было инстанции выше. Но как и допетровская власть она требовала веры и преданности - создавалась светская религия государственности.
- Эта религия создавала парадоксальное положение отдельного индивида - легитимируя принцип сословности, но также предполагая принципиальное равенство всех в патриотизме и ревностном служении государству (46).
- Но были и договорные идеи (в т.ч. через Польшу и Швецию). Барочность российского 18 века позволила циркулировать этим идеям не только среди противников Петра, но и идеологов реформ. Например, ссылки на «естественный закон» при объяснении государства. Идея общей службы государя и народа. Откуда вытекает идея общенародия - идеального национального единства, которое отождествлялось с принадлежностью единому государству (49).
- Все теории исходят из идеи пользы государства - для подданных (50), но интерпретации этого посыла самые разнообразные, вплоть до деспотического, теория патронального деспотизма (51). Иррациональность, каприз власти при этом становится не случаем, а принципом - вылезло в Павле (52).
Литература в Контексте Русской Культуры 19 века
- Особое отношение к поэту (в отличие от иных видов художественной деятельности). Связывает с особым местом поэта при дворе абсолютного монарха, «претендующего на «просвещенность»» (85). Работа на заказ, а попытка освободиться от этой зависимости и создает общественный престиж поэзии. «Литература не будет [уже при Екатерине II] нуждаться в том, чтобы заимствовать свой авторитет у власти, - она сама будет властью» (85).
- Литература наследовала нравственные функции церкви в светском государстве после Петра. Говорит о «глубоко заложенном в структуре русской культуры дуализма государственности и нравственности» (93). Профессионализация поэтической деятельности и формирование ее нравственного статуса как истинно человеческого в противовес «чиновнику», который стал предметом сатиры (106).
- Но с середины XVIII вплоть до присвоения государственных функций. Даже прямых, как, напр., борьба с голодом. В этом причина репрессий в отношении Новикова.
- «Писатель не следует за культурной ситуацией, а активно создает ее» (107). Отсюда завышенные тиражи, которые были не коммерческим решением, а средством престижа, отражали, сколько читателей «должно быть». И попытка чистой выгоды от писательской деятельности унизительна - «высокая» литература выводится из пределов литературы. И критерий отличия высокой и низкой здесь, а не в художественном материале. В направленности на создание общества, в ориентации на будущего идеального читателя. Отсюда нормативность, дидактика высокой литературы.
- Отсюда представление о литературе как о деятельности по сотворению мира (которое еще не завершилось). По книге нужно жить, нормализующий характер книги. Амбивалентный характер романа, и настороженность по отношению к нему - не только морализаторство. Декабристы вышли из семей читателей - культ слова и книги, чтение как главная форма воспитания, словесность как основной предмет, декабристы были авторами дневников, писем, проектов, поэтами.
- «Непосредственная действенность произведений XVIII в.» (113).
- Театральность поведения. Но и героизм. Влияние на войне с Наполеоном. Но и сентиментальные модели поведения.
- Социальное деление соотносится с кругом чтения - роман для женщин и трагедия и история для мужчин (118). Перестройка образованной женщины в мечтательную и нежную.
- Но такой образ поэта включает и аспект профессиональной несостоятельности. Это не про ремесло, а про призвание, не про профессию. Античный идеал, но не европейский ренессансный. И влияние на представление о судьбе поэта, готовность к гонениям. В частной жизни же - идеал эпикурейский, но и он связан с личной независимостью, противостоянию государству и обществу.
- Вопрос о классицизме в отношении к русской литературе. Говорит, что цепочка стилей восходит к идее немецкой классической философии о доминирующих формах духа. Дальнейшие приспособления к новым формам шла с трудом и «первородная связь с романтической философией неизменно выступала, как кровь на руках леди Макбет» (127). Классицизм, как и романтизм могут быть объектами научного исследования, но не как инструментами научного описания (последнее было бы противоречием «элементарным правилам логики научного аппарата»). В России классицизм был создан романтиками как то, от чего они отказывались, для полемических целей.
- Литературный мир в России вообще состоял из нескольких эстетических и социальных разделов, которые мало пересекались. И это не только строгая жанровость классицизма. «Культурное многоязычие» (139). Возможно использовать понятия русское барокко или классицизм из-за сложившейся традиции, а также из-за ориентации русской литературы на западные образцы (но при оговорке о неопределенности терминологии).
- Теория русского барокко (149) как попытка тотальной теории русской культуры того периода. Основанием была заостренность противоположностей, характерная для барокко. Барокко требует «нормального» контекста, который дает основания для само-ощущения как перверсивного, анормального. Отсюда маскарадность, перевернутость, пародийность барочной культуры. «Маскарадно-балетная культура, хлынувшая в Россию в 1730-1760-е годы, наслаиваясь на те формы карнавальной зрелищности, которые давала допетровская традиция, создавала барочную атмосферу культурного синкретизма и травестийности» (150).
- И описывает барочный характер французского королевского балета. Теорией балета в XVII веке занимались два аббата (Мишель де Пюр) и один отец-иезуит (151). Обосновывает это местом балета в барочной культуре, перверсии образов и типов. Приводит примеры «Балета метаморфоз», «Балета превратного света», «Балета иллюзий», «Балета истины». Но во Франции балет и маскарад сливались. В России существовали раздельно. Во Франции острота перверсии заключалась в том, что принц крови танцевал пастушка, в Росси - крепостная плясала аркадскую пастушку.
- Близость русского балета к литературной идиллии или эклоге, контрастность не во внутреннем гротеске, а в противопоставлении реального и идеального.
- Барочность Ломоносова при его внешнем одическом однообразии - в том, что литература не существовала сама по себе, а как элемент синтетического действа со всеми персонажами императорского двора. И такое постоянное переключение создавало особый барочный мир, характерный и не только для Ломоносова. Но есть и более буквальные доказательства - сатирические и юмористические тексты (еще и влияние Гюнтера). Высшая точка и низшая точка нуждаются друг в друге в барокко (154).
- Альтернативной теорией было унификация всей культурной жизни, исходя из доминанты (отсекая все, что не соответствует) - и это классицизм Сумарокова (155).
- Или «нулевая» теория, опирающаяся на «естественность» повседневного сознания, вскрывающая условность существующих форм культуры, им противопоставляется «здравый смысл».
Человек и Общество
- Идея регулярного государства не была импортирована Петром - это был внутренний запрос после «бунташного века».
- «Психология служилого человека была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия» (167). И это отразилось в Табели о рангах 1722 как реализации принципа регулярного государства. Впрочем, не отменил прежние чины, просто лишил их содержания и со смертью людей эти чины сами собой отмерли.
- Но этот идеал постепенно размывался повседневной жизнью, а также вырождался в бюрократизм.
- Чиновник не создал ни своей культуры, ни этики, ни даже идеологии. Когда в пореформенной жизни понадобились журналисты, новые судьи, адвокаты, то первое время после отмены крепостного права они появлялись из совсем других сословий, в первую очередь - из духовенства.
- Военное дворянство стало модельным дворянством. И наоборот сильно влияло на культуру. В т.ч. и крепостное право обеспечивало независимость от власти, а следовательно, культурный выхлоп дворянства.
- Система орденов. Изначальная идея рыцарских орденов как братств (без иерархии внутри). Но введение новых орденов быстро размыло эту идею. При этом формальная иерархия орденов часто бывала разрушена личными предпочтениями императоров в отношении того или иного конкретного ордена. Система была упорядоченной, но динамичной и «отражала в гораздо большей степени, чем чины, изменения государственной системы ценностей - но и не только их» (189). В частности, мода. Но этот же бардак в отношении орденов и выделял истинно ценные - Св. Георгия-Победоносца и Св. Владимира, которые действительно свидетельствовали о патриотизме (191).
- Еще одна иерархия, альтернативная чину - знатность.
- … Дальше - о женщине и семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий