Кун, Томас С. Структура научных революций / Перевод с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесл. [с. 274-292] С.Р. Микулинского и Л.А. Марковой. - 2-е изд. - Москва: Прогресс, 1977. - 300 с.
- Исторический подход. Не претендует более, чем на очерк, сравнивая свой текст с рекламным проспектом и его соотношением с реальным явлением. Истории при этом недостаточно - «новая концепция не возникнет, если продолжать поиск и анализ исторических данных главным образом для того, чтобы ответить на вопросы, поставленные в рамках антиисторического стереотипа, сформировавшегося на основе классических трудов и учебников» (17).
- Осознание парадоксальности (потому что существование отброшенных моделей картины мира либо доказывает, что мы заимствовали методы, которые ведут к ложной картине мира, либо, что отброшенные модели не являются не-научными) представления о науке как о постепенном накоплении информаци предполагает отказ от поисков в науке «непреходящих элементов», и попытку «вскрыть историческую целостность этой науки в тот период, когда она существовала» (19).
- Зависимость научной картины от исторического положения. «Формообразующим ингредиентом убеждений, которых придерживается данное научное сообщество в данное время, всегда являются личные и исторические факторы - элемент по видимости случайный и произвольный» (21).
- Воспроизведение принятой картины мира - а часто и ее защита («если это необходимо - то и весьма дорогой ценой») - навязывание природе концептуальных рамок называет «нормальной наукой» (22). При этом новшества, которые подавляются называет «фундаментальными». Но именно произвольность базовой картины мира гарантирует, что эти фундаментальные новшества все равно прорвутся. И социальный фактор тут для него является первичным, конкуренция научных групп (26). Эта смена/отмена и будет «научной революцией» (23). При этом нормальная наука определяет не только то, что есть в ее мире, но и то, чего в ней нет. Экспериментальное открытие тоже может быть такой революцией - но не раньше, чем это будет теоретически осмыслено. Такое расширенное понимание революции необходимо для того, чтобы в открытиях найти общее с тем, что мы привыкли понимать под революциями (типа Коперника).
- NB [для образца описания метода исследования]: «некоторых читателей уже интересовал вопрос, могут ли конкретные исторические исследования способствовать концептуальному преобразованию, которое является целью данной работы. Рассуждая формально, можно прийти к выводу, что историческими методами эта цель не может быть достигнута. История, как мы слишком часто говорим, является чисто описательной дисциплиной. А тезисы, предложенные выше, больше напоминают интерпретацию, а иногда имеют и нормативный характер. Кроме того, многие из моих обобщений касаются области социологии науки или социальной психологии ученых, хотя по крайней мере несколько из моих выводов выдержаны в традициях логики или эпистемологии. Может даже показаться, что в предыдущем изложении я нарушил широко признанное в настоящее время разделение между "контекстом открытия" и "контекстом обоснования"» (26).
На Пути к Нормальной Науке
- Парадигмы - это не теории, это «примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают законы, теорию, их практическое применение и необходимо оборудование, - все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования» (28). Стандарты и правила научной практики, общность установок и видимая согласованность - подчеркивает социальный фактор этого явления. «То или иное конкретное научное достижение как предмет профессиональной приверженности» (29).
- Выводит допарадигмальный этап формирования научной картины мира (относительно теории света - до Оптики Ньютона) - когда нет единой общепризнанной точки зрения на природу света. И вот этим исследованиям (самих исследователе все же называет учеными) Кун все же отказывает в научности (32). И критерий в том, что в отсутствии парадигмы - вольность в отборе оснований для того, чтобы каждый выстраивал теорию заново. Это не отменяет возможность открытия, но «это не та модель развития науки» (32), которая сложилась после Ньютона. Самая большая загадка - окончание этого беспорядочного периода и возникновение парадигмы. Впрочем, в отношении электричества вполне конкретно описывает возникновение теории Франклина практическим влиянием технологии накопления (лейденская банка). И сам же перечисляет основания для дискриминации - обыденная философия, влияние другой науки, личными или общественно-историческими установками (36). Парадигмальная теория «должна казаться» лучшей, но никогда не объясняет всей совокупности фактов. Возникновение парадигмы становится определяющей для профессионализации научного сообщества. В науке с первым принятие парадигмы связаны журналы, общества, кафедр (отличие от медицины, технических наук, юриспруденции, raison d’etre которых в социальной необходимости). Оговаривается, при этом, что так в последние полтора столетия - с тех пор, когда научная специализация впервые начала принимать институциональную форму, и до сих пор, когда степень специализации становится вопросом престижа. Формирование парадигмы отменяет книгу (адресованную неопределенному кругу), и требует статьи (идиосинкратического языка и ограниченного распространения).
Природа Нормальной Науки
- Структурная открытость парадигмы - возможность присоединиться к ней для частных исследований.
- Именно парадигма обеспечивает глубину знания о явлении.
Нормальная Наука как Решение Головоломок
- «Даже те проекты, целью которых является разработка парадигмы, не стремятся к неожиданным новшествам» (60). Но при этом энтузиазм при осуществлении нормальной научной деятельности объясняется тем, что «завершение проблемы нормального исследования - разработка нового метода предсказания, а она требует решения всевозможных сложных инструментальных, концептуальных и математических задач-головоломок» (60).
Приоритет Парадигм
- «Несмотря на изредка встречающиеся неясности, парадигмы зрелого научного сообщества могут быть определены сравнительно легко» (69).
- Но нюансирует: ученые «могут согласиться в своей идентификации парадигмы, не соглашаясь с ее полной интерпретацией или рационализацией или даже не предпринимая никаких попыток в направлении интерпретации и рационализации парадигмы, Отсутствие стандартной интерпретации или общепринятой редукции к правилам не бут препятствовать парадигме направлять исследование» (70). Парадигма для того, чтобы действовать не нуждается в полном наборе правил.
Аномалия и Возникновение Научных Открытий
- Новые явления постоянно открываются, хотя это не является целью в нормальной науке - «исследование, использующее парадигму, должно быть особенно эффективным стимулом для изменения той же парадигмы» (79). Парадигма приспосабливается под новый факт, это не просто улучшение теории - «до тех пор пока это приспособление не будет полностью завершено, то есть пока ученый не научится видеть природу в ином свете, новый факт не может считаться вообще фактом вполне научным» (80).
- Описывает невозможность установить авторство открытия кислорода. - «очевидно, что требуется новый словарь для того, чтобы анализировать события, подобные открытию кислорода» (83).
- Пример с открытием Рентгена. Само открытие более или менее датируется - но (в отличие от кислорода) оно не повлияло на парадигму, по крайней мере, лет 10 - «ни одна из этих парадигм… не накладывала запрет на существование рентгеновских лучей так, как теория флогистона запрещала» интерпретацию полученного газа как кислорода (87). Некоторые открытия ждут условия - технических, экспериментальных и теоретических.
- Пример лейденской банки - как пример открытия, инспирированного теорией (90).
- Общее описание революции: «предварительное осознание аномалии, постепенное или мгновенное ее признание - как опытное, так и понятийное, и последующее изменение парадигмальных категорий и процедур, которое часто встречает сопротивление. Можно даже утверждать, что те же самые характеристики внутренне присущи самой природе процесса восприятия» (92).
- Опыт с распознаванием карт, в которых часть была изменена против привычных (напр., черные черви). При воспроизведении продемонстрированной последовательности это изменение ускользало из памяти, люди вспоминали обычную карту - «Без какого-либо особого затруднения испытуемый мгновенно приспосабливался к одной из концептуальных категорий, подготовленных предшествующим опытом. Нельзя даже с уверенностью сказать, что испытуемые видели нечто отличное от того, что они идентифицировали» (93). Увеличение времени экспозиции давало опознание аномалии - но скорость опознания аномалии - «корректировки своих категорий» - отличалась от одного к другому. А у некоторых вызывало досаду. «Ученые иногда ведут себя так же» (93).
- Это же показывает важность парадигмы для развития - «чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором она выступает для обнаружения аномалии» (95).
Реакция на Кризис
- Аномалии недостаточны для смены парадигмы. Парадигма отменяется только если есть альтернативная, пригодная занять ее место. Ни одна парадигма еще не была отменена в силу ее сопоставления с природой. «Решение отказаться от парадигмы всегда одновременное есть решение принять другую парадигму» (111).
Природа и Необходимость Научных Революций
- Аналогия с революцией политической - вплоть до соотнесения революции в одной отрасли с революцией на Балканах, которая мало меняет в мире и имеет локальное значение. Причем «Этот генетический аспект аналогии между политическим и научным развитием не подлежит никакому сомнению» (129).
- Выбор парадигмы не может быть решен исключительно логикой и экспериментом. Действует множество факторов и случайностей (131).
- Вопрос о необходимости деконструкции старых воззрений и возникновении новых возвращает к самому себе - мол, не вижу, как могли бы возникнуть новые без разрушения старых (135), «с точки зрения исторического исследования».
- Отвечает на критику, согласно которой новая парадигма лишь настолько отменяет старую, насколько она является теорией боле общего уровня и частная теория не может быть принята в качестве парадигмы (136).
- Две функции парадигмы - познавательная (как сообщение информации) и нормативная, «осваивая парадигму, ученый овладевает сразу теорией, методами и стандартами, которые обычно самым теснейшим образом переплетаются между собой» (149). Парадигма же определяет предмет исследования.
- Поэтому две парадигму не могут сосуществовать - у них разные представления о предмете, о проблеме. «Неполнота логического контакта» (149). Т.е. у каждой своя иерархия решаемых проблем - это вопрос о ценностях, который полностью вне нормальной науки.
Революции как Изменение Взгляда на Мир
- Научная революция как изменение мира (150), представлений о мире - анализирует через переключением зрительного гештальта.
- Примеры берет из астрономии - потому что там открытия формулируются в терминах чистого наблюдения. Точность наблюдения является лишь метафорой для описания изменения способа видения мира. Напр., у Галилея (161).
- Это не просто новая интерпретация старого опыта, это «пелена с глаз», это интуиция, которая не связана только с опытом (167).
- Обсуждает особенности наблюдения, эксперимента в научном познании. И соотношение с теорией (169).
Неразличимость Революции
- в том смысле, что информация о новой парадигме распространяется постепенно (182). Критикует в этом учебники.
Разрешение Революций
- Революция все равно остается делом гения, потому что сначала рождается в голове одного-двух (190).
Прогресс, который Несут Революции
- Переформулирует вопрос о том, почему в науке постоянный прогресс (в отличие от социальных и философских вопросов). Наука как раз и обозначает те области, где пути прогресса относительно легко прослеживаются. И в этом же критерий научности той или иной дисциплины.
- А кроме того, прогресс является предметом этой деятельности (213). А это предполагает особые требования к миру, в котором эта наука осуществляется (226).
Комментариев нет:
Отправить комментарий