Гуревич, Арон Яковлевич. Категории средневековой культуры. - Москва, 1984
Введение
- Интерес к вопросам статики в истории, которыми обычно пренебрегают, «грузом прошлого», и возможности регресса в истории (17). Важность изучения одновременного присутствия статики и динамики в явлении, их одновременность. «Многослойность темпоральной структуры» (19).
- «Постановка вопроса о неодинаковости ритмов протекания времени на разных уровнях социальной реальности оказалась возможной благодаря структурному подходу к ее изучению. Вопрос о соотношении и характере связи между компонентами общественной системы остается одним из центральных…» (20). И в этом противоречивость.
- Попытка переосмыслить исторический синтез, который по марксистской модели, как правило, происходит вокруг какого-то более или менее вольно выделенного элемента. Такое выделение одного элемента не подтверждается исторически, является скорее социологической или философской конструкцией. В этом обращается к школе Анналов.
Люсьен Февр
- Основной вопрос Февра описывает так: «каковы возможности мысли того или иного деятеля Реформации или Ренессанса, представлявшиеся ему эпохой или средой, и каковы пределы этой мысли? Интеллектуальная биография, по Февру, есть ни что иное, как история общества; достижения его героев коллективно обусловлены» (45). «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и которых сами эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы «автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике. При таком подходе удалось бы пробиться к более глубокому пласту сознания, теснейшим образом связанному с социальным поведением людей, «послушать» то, о чем эти люди самое большее могли «проговориться» независимо от своей воли» (48). Называет это исследованием «ментальностей» (48).
- «Для того чтобы понять сущность цивилизации и поведения принадлежавших к ней людей, необходимо реконструировать присущий этим людям способ восприятия действительности, познакомиться с их «мыслительным и чувственным инструментарием», т.е. с теми возможностями осознания себя в мире, которые данное общество предоставляет в распоряжении индивида. Индивидуальное видение мира, по Февру, есть не более чем один из вариантов коллективного мировоззрения» (50). И Февра нет жесткого детерминизма. «»Субъективно» они [люди внутри культуры] ощущают себя свободными, «объективно» же они ей подчинены» (51). В отношении ментальности ссылается на Элиаса (и Жоржа Дюби), у которого формирование ментальных структур происходит в элитных слоях и потом спускается в другие слои. Но бывает и наоборот. Поэтому этот процесс разнонаправленный.
- Ментальность, в итоге, укоренена в социальной структуре. Февр не уделяет должного внимания этим отношениям между ментальностью и обществом. «Ментальность - не философские, научные или эстетические системы, а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания» (59). Неопределенность термина (mentalite) - но отражает «обостренный историзм» авторов.
- В книге Февра о Рабле - «медиевизация» Ренессанса (55).
- Общую философию Февра формулирует как «Каждая культура представляет собой ансамбль, компоненты которого, при всех возможных противоречиях между ними, тем не менее соотнесены друг с другом» (55). Поэтому для принятого в исследованиях мнения об атеизме и научном мышлении Рабле не было оснований в Средние века. «Относительная внутренняя гомогенность культуры (в том смысле, что она покоится на общем для ее носителей ментальном субстрате» (56).
- Критика у Бахтина - связав Рабле с народной амбивалентной смеховой карнавальной культурой, Бахтин критикует Февра за то, что тот упустил эту неоднозначность текста Рабле («Художественное мировоззрение Рабле не знает ни абстрактного и чистого отрицания, ни одностороннего утверждения») и анализирует только с точки зрения «серьезной» официальной культуры, мимо ««предельного адогматизма» и «исключительной внутренней свободы» художественного мышления, какие были свойственны той эпохе» (58).
- Своя ментальность эпохи = своя история, история интерпретированная этой эпохой. И в связи с этой концепцией истории он вводит «outillage mental», который «не предназначен ни для вечности, ни для человеческого рода вообще, ни даже для эволюции отдельной цивилизации» (62).
- При этом методология (при всех оговорках о фрагментарности знания прошлого) строится на том, что «в любом остатке прошлого так или иначе зафиксированы какие-то стороны духовной структуры людей» (63). И потому проблема только в ключе к расшифровке.
- …
- Концепция «тотальной истории» (65) - от «тотального социального факта» Мосса. Описание первобытных общество как модель для такого thick description, который предлагает Февр.
Блок
- Относительно «Королей-целителей» ссылается на ЛеГоффа, который называл ее началом теории «времени большой длительности» Броделя, аллюзия на то, что верования долго сохраняются в сознании людей.
- Февр критиковал Блока за социологизацию исследования, потому что мало единичных фактов и событий. В частности, говорил о противоречии в том, что несмотря на то, что у Блока «абстрактная идея власти была слабо отделена от конкретного облика властителя», нет ни одной характеристики личности сеньора или государя (82).
- Критика «мании происхождения» у Блока (84). Отсюда метод ретроспективный - прежде описать максимально близкое, чтобы постепенно углубляться, описывает среду, из которой выделяется явление, чтобы стать явлением.
- Сочетание генетического и структурного подходов: «представляя себе социальное образование в его целостности, на зрелой стадии развития, он вместе с тем стремится увидеть его в широких генетических связях» (86).
- Соотнесение метода Блока с «идеальным типом» Вебера (87).
- Нацелен все же на чистые артефакты истории, которые якобы не интерпретированы хроникерами (в т.ч. данные археологии, ритуалы, знаковые системы). Это все лишь, чтобы придать больший познавательный статус «непреднамеренным» свидетельствам.
- Классы формируются сознанием. И для феодального общества одной из таких границ была рыцарская честь (99).
- Дальше разбирает Броделя, Дюби, Ладюри, ЛеГоффа. Заканчивает проблемой смерти у Арьеса, Вовеля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий