среда, 11 марта 2015 г.

...Ле Гофф о Становлении Варваров в Европе...

Ле Гофф Ж.  Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
Историческая эволюция
  • Относительно нашествия варваров: «Прежде всего это было почти всегда бегство вперед.  Завоеватели - это беженцы, подгоняемые другими, более сильными или более жестокими, чем они.  Их собственная жестокость часто проистекала из отчаяния, особенно когда римляне отказывали им в убежище, коего они обычно миролюбиво испрашивали» (12).  
  • Обычное оплакивание великой римской культуры однако не было единой точкой зрения (напр., у Св. Августина).  Кроме того, в падении Рима сыграло свою роль то, что варвары нашли поддержку - «активное или пассивное сообщество» (15) - у бедняков империи (99%).  
  • Римская цивилизация умерла своей смертью, и в ней не было ничего прекрасного.  Но она «не умерла, поскольку цивилизации не умирают, и, пережив варваров, она просуществовала на протяжении всего Средневековья и даже дольше» (18).  
  • Аграризация экономики после разрушения римской империи и развала античной экономики - люди бежали из городов от фискальной нагрузки.  Нежелание заниматься определенными ремеслами, текучесть сельской рабочей силы обусловили профессиональную фиксацию - еще в поздней Римской империи некоторые профессии стали в обязательном порядке наследственными, а земельных собственников поощрили в прикреплении колонов к земле (замена рабства).  «Необходимо было удерживать на своих местах людей, нужных экономике, которая не питалась более привозной продукцией, а замкнулась на местном производстве…  Средневековый христианский мир сделал их желания порвать со с своим сословием смертный грех.  Каков отец, таков и сын - вот закон западного Средневековья, унаследованный от поздней Римской империи.  Устойчивость была противопоставлена социальным переменам, особенно возвышениям.  Идеалом стало общество старожилов» (фр. manants от лат. manere - оставаться)» (30).  
  • Привилегированное положение скотоводство по отношению к земледелию у варваров - потому что они были вынужденными кочевниками, закреплялись на земле надолго, но были вынуждены переселяться.  Корова как денежный эквивалент.  
  • Привязанность к личной собственности выражалась в суровости наказания (напр., Капитул о 27 кражах).  И представление о тяжести хозяйственных правонарушений сохранялась на протяжении всего средневековья - по крайней мере, на уровне кутюмов (31).  
  • Также и расслоение среди варваров было.  В итоге захватчики и завоеванные довольно быстро слились и  расслоение происходило по социальному принципу (начиная с III в.).  
  • Расселение варваров, в основном, в сельской местности - как способ сохранить идентичность и не раствориться (попытка сохранить религию).  Даже короли (напр., франкские)  жили в виллах.  
  • Варвары принесли в право принцип, который был чужд римскому право - принцип «персональности права» - не единого закона, каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал.  В итоге, в V в. мощнейшая систематизаторская работа.  Но разнообразие права не столь велико, как может показаться - из-за сходства варварских правовых традиций, из-за взаимных завоеваний с унификацией обычая + изначальное заимствование римского права.  Оно и становится определяющим (34).  А христианизация еще усилила отступление пресональности права в пользу его территориальности.  
  • Влияние на римскую культура - разрушение.  Но импульс был - воспринять.  Называет процесс «утилизацией» (36), как противопоставление творению и производству.  
  • К вопросу о разрыве между Античностью и Средневековьем - «преемственность между Античностью и Средневековьем возобладала над разрывом», сохранялось стремление «вернуться к Риму».  Но в текстах это возвращение понималось скорее как перенесение, как переносится верховная власть или наука (translatio imperii, translatio studii).  «Возрождаться означало продвигаться, а не возвращаться» (40).  

Объединение германского мира.  Карл Великий. 
  • Культурное возрождение Карала Великого и империи каролингов имело в качестве подложки необходимость эффективность управления, основанного на письменности (45).  
  • Это укрепление сопровождалось потерей морей (мусульманы Ифракии с юга и викинги/варяги с севера). 
  • «Несмотря на стремление воспользоваться римским политическим и административным наследием, франки так и не прониклись государственным духом.  Франкские короли рассматривали королевство как свою собственность, наподобие своих поместий или сокровищ.  Они с легкостью отчуждали его части» (48).  
  • Сеньоральная система с непосредственным подчинением привел к тому, что «каждый человек стал все более зависеть от своего сеньора, и этот узкий горизонт, это подчинение, тяжкое тем больше, чем теснее круг, где оно осуществлялось, получил правовое основание; власть все более была сопряжена с землевладением, основой нравственности стала верность, вера, которые надолго заменили греко-римские гражданские добродетели» (52).  

Становление Христианского Мира 
  • Стремительное развитие христианского мира.  Вокруг первой индустрии - строительства (храмов) - размер стал фактором разросшегося населения христиан + престижа.  «Бесплодно было бы в этом развитии христианского мира пытаться различать причины и следствия, поскольку большая часть составляющих этого процесса была одновременно и тем, и другим. Еще более трудным делом было бы искать первую и решающую причину этого прогресса» (58).  И сразу относит к следствиям некоторые обычно называемые причины - рост населения, например, и рост безопасности и регламентацию войны (как попытка оградить начавшееся развития).  
  • Среди причин называет все же начало оседлости варваров + развитие землевладения (заинтересованность в развитии земель) и вассалитета (когда вассал перестал быть рабом, а стал привилегированным).  А демографический рост и распространение христианского мира - освоение целины. Т.е. внутренняя экспансия христианского мира.  И внешняя - в крестовыми походами (впрочем, они сами принесли скорее ущерб - оскудения рыцарства, и все остальные положительные последствия развенчивает как мифы, обогатились лишь несколько городов - Генуя и Венеция за счет фрахта судов для походов, но внешняя экспансия была намного мощнее).  Церковь сумела собрать вокруг крестовых походов чаяния и надежды людей и обосновать свою роль как заместителя недостижимого Иерусалима на земле (69), несмотря на провал самой операции.  Армия состояла не только из рыцарей.  И этот дух святости дольше сохранялся в бедных армиях.  
  • Нормандские княжества спустились вплоть до южной Италии - самое своеобразное - княжество Обеих Сицилий - называет образцом монархии для христианского мира (64).  Похоже, впрочем, что культурное богатство было привлекательным, а не особое политическое устройство (64).  А также то, что оттуда вышел Фридрих II.  
  • Возрождение города в Средние века - экономический фактор (в отличие от Античности).  Но богатые города всегда находились в плодородных местностях - и проследить причинно-следственные связи невозможно.  Города - тоже феодальные, отношения с окраиной строились по принципу вассалитета (76), образ феодального строя как сельского неточен.  Численно сельское население доминировало.  Но города взяли роль фермента, двигателя.  Это мастерская - и основа разделения труда.  Оставаясь все же феодальным с несвободным ремеслом и обслуживанием самих себя, не на экспорт.  + фактор христианской экспансии. 
  • Место церкви в этом процессе - исключительно как приноравливающееся и пытающееся извлечь выгоду.  
  • Феодализм как основа отношений.  Это система личных связей, основанных на материальном основании - бенефиции.  Феодализм в узком смысле - это оммаж и фьеф.  И это - договор!  И его могла расторгнуть любая сторона.  И вассал мог быть вассолом нескольких сеньоров (что позволяло политическую игру за все большие бенефиции).  Власть вассала над фьефом все возрастала, но собственностью не стала никогда.  Феодализм строился на владении и пользовании.  Центром феодальной организации всегда был замок.  
  • И спорит с Марком Блоком и Жоржем Дюби о разнонаправленных процессах в феодальном обществе и периодизации раннего и позднего феодализма.  
  • Уже в XIII-XIV в. развал и снова войны.  И новая политическая и территориальная организация стала формироваться не вокруг городов (по не объясненной причине, что они городского могущества недостаточно), а вокруг более крупных территориальных единиц - государств (часто все же вокруг городов).  В итоге централизованное государство, возвышение монархии, новый виток производства, Возрождение.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий